Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогические науки

Педагогические науки №2 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц87
ID197604
АннотацияПедагогические науки
Педагогические науки .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №2 .— 87 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197604 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические науки, № 2, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Тадевосян А.В., кандидат педагогических наук, доцент Армянского государственного педагогического университета СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОПЕКИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЭТИX ПРОЦЕССАX Целью статьи является обоснование проблемы целенаправленности организации альтернативных форм опеки за детьми, оставшимися без попечения родителей. <...> Поставлена задача изучить деятельность альтернативных форм организации опеки детей-сирот, изучить основные положения национальной программы защиты детей РА за 2004–2015 годы, функции и этапы работы социального педагога в процессе организации альтернативной опеки. <...> Мировой опыт и, главным образом, опыт советского периода показывает, что альтернативный уход в основном решался посредством размещения в учреждениях. <...> Однако сегодня изменилось восприятие альтернативного ухода как такового. <...> В РА гарантированную государством помощь получают только дети, оставшиеся без родительской заботы, а остальные группы, оказавшиеся в сложных бытовых условиях, как правило, получают гарантии получения образования, которые реализуются до достижения 16-летнего возраста. <...> Основными причинами являются социальные, медицинские проблемы родителей, формы социального поведения, обстоятельства рождения нездоровых детей, проблемы в социальной сфере страны и др. <...> В Армении в советские годы уход за детьми, лишенными родительской заботы, организовывался в основном в учреждениях, вне зависимости от их характеристики. <...> Армения ратифицировала европейскую конвенцию, конвенцию ООН о правах детей, по которым преимущество отдается семейным вариантам ухода за детьми, оставшимися без родительской заботы, не временным, а постоянным формам организации такого ухода. <...> Отметим еще один принцип или подход, утвержденный конвенцией ООН, который наиболее важен <...>
Педагогические_науки_№2_2011.pdf
Педагогические науки, № 2, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Тадевосян А.В., кандидат педагогических наук, доцент Армянского государственного педагогического университета СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОПЕКИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЭТИX ПРОЦЕССАX Целью статьи является обоснование проблемы целенаправленности организации альтернативных форм опеки за детьми, оставшимися без попечения родителей. Поставлена задача изучить деятельность альтернативных форм организации опеки детей-сирот, изучить основные положения национальной программы защиты детей РА за 2004–2015 годы, функции и этапы работы социального педагога в процессе организации альтернативной опеки. Ключевые слова: сиротство, альтернативная опека, усыновление, попечительство, временно принимающая семья. FAMILY FORMS OF THE ORGANIZATION OF ALTERNATIVE GUARDIANSHIP OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT AND THE ROLE OF THE SOCIAL TEACHER IN THESE PROCESSES Article purpose is the substantiation of a problem of purposefulness of the organization of alternative forms of guardianship for children without parental support. The task in view to study functionality alternative forms of the organization of guardianship for children without parental support, to study substantive provisions of the national program of protection of children РА for 2004–2015, functions and stages of work of the social teacher in the course of the organization of alternative guardianship. Keywords: orphanhood, alternative guardianship, adoption, the guardianship, temporarily accepting family. В профессиональной литературе понятие «тяжелая жизненная ситуация» содержит в себе переживания людей, оказавшихся в таком состоянии, которое крайним образом отражается на их благополучии, безопасности деятельности, и не всегда они могут найти логический выход из такой ситуации. [1, стр. 175–178]. Человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, чувствует необходимость в помощи, что помогает ему преодолеть трудности, кризисную ситуацию. В подобных ситуациях дети наиболее беззащитны и уязвимы, и поэтому они чувствуют необходимость в специальной социально-педагогической помощи. Для них трудно самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Учитывая это обстоятельство, государство пытается найти наиболее целесообразные пути помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, создать наиболее целесообразные условия для жизни и воспитания ребенка. Для ребенка сложными жизненными ситуациями считаются: 1. Смерть родителей. 2. Отказ родителей от забирания ребенка из учреждений социальной защиты, воспитательных, медицинских и др. 3. Добровольный отказ родителей от исполнения родительских обязанностей по отношению к собственному ребенку. 4. Ограничение родительских прав родителей (решение принимает суд, исходя из интересов ребенка). 5. Лишение родителей родительских прав. Это применяется к тем родителям, которые не исполняют своих обязанностей по отношению к детям или злоупотребляют родительскими правами. 7
Стр.1
Педагогические науки, № 2, 2011 6. Невозможность исполнения родительских обязанностей по тем или иным причинам, что может быть из-за лишения свободы, вследствие душевных или физических расстройств, в результате кризисного состояния в семье (недееспособность, тяжелые материальные условия). 7. Если ребенок оказывается в ситуации, в которой он нуждается в профессиональной помощи и защите: • Дети-инвалиды, когда они чувствуют необходимость в особом коррекционновозмещающем развитии, образовании и воспитании; • Жертвы международных вооруженных конфликтов, экономических, техногенных, стихийных бедствий. В этом случае необходима помощь медицинского, психологического, педагогического и социального характера; • Дети из семей беженцев и выселенных; • Дети, ставшие жертвой насилия. Это может быть в семьях, в которых злоупотребляют родительскими правами (создание препятствий в учебе, подталкивание к воровству, попрошайничеству, проституции, алкоголизму, наркомании); • Дети, отбывающие наказание в форме лишения свободы в угловноисполнительных учреждениях; • Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Для эффективной организации защиты детей, оставшихся без родительского ухода и альтернативной защиты, в первую очередь необходимо соответствущее благоприятное законодательное поле, затем профессиональный и материальный потенциал и др. Мировой опыт и, главным образом, опыт советского периода показывает, что альтернативный уход в основном решался посредством размещения в учреждениях. Однако сегодня изменилось восприятие альтернативного ухода как такового. Общество, наука, частные лица направляют свой материальный и профессиональный потенциал не на удовлетворение нужд, требований, обусловленных лишением семейного, родительского ухода, а на реализацию одного из основных прав ребенка: жить, воспитываться в семье. Это предполагает, что предпочтение должно отдаваться альтернативам с семейными основами. В РА гарантированную государством помощь получают только дети, оставшиеся без родительской заботы, а остальные группы, оказавшиеся в сложных бытовых условиях, как правило, получают гарантии получения образования, которые реализуются до достижения 16-летнего возраста. [2, стр. 112] В разных странах мира различными комиссиями ООН проводятся исследования – для обнаружения основных причин покидания детей, которые формируются почти во всех странах. Основными причинами являются социальные, медицинские проблемы родителей, формы социального поведения, обстоятельства рождения нездоровых детей, проблемы в социальной сфере страны и др. В Армении в советские годы уход за детьми, лишенными родительской заботы, организовывался в основном в учреждениях, вне зависимости от их характеристики. В этот период, в результате внедренной системы социальной помощи в стране, в учреждениях производился уход, как правило, за сиротами. Ситуация изменилась в постсоветский период, когда система социальной защиты нового государства оказалась не в силах противостоять коренным изменениям, возникающим сложностям, происходящим в обществе и в экономике. Увеличилось количество таких социально-уязвимых слоев, как подвергшиеся социальному насилию, попрошайки, бродяги, эксплуатируемые, преступники, дети, вытесненные из общеобразовательной сферы. Армения ратифицировала европейскую конвенцию, конвенцию ООН о правах детей, по которым преимущество отдается семейным вариантам ухода за детьми, оставшимися без родительской заботы, не временным, а постоянным формам организации такого ухода. Отметим еще один принцип или подход, утвержденный конвенцией ООН, который наиболее важен для нашей страны и нашего этноса, а именно: в современных условиях глобализации предпочтительнее национальные и внутригосударственные подходы организации альтернативного ухода. «Альтернативными вариантами ухода для детей, ли8
Стр.2
Педагогические науки, № 2, 2011 шенных семейной заботы, являются: 1) семья родственников – опека и попечительство; 2) замещающая семья – с усыновлением и заботой; 3) соотвествующее учреждение ухода». [2, стр. 115]. Сегодня одним из приемлемых подходов является то, что уход, организуемый вне семьи, нужно воспринимать как крайний метод. «Национальная программа РА 2004– 2015 гг. по защите ребенка» также строится на логике этого принципа: 1) помощь, направленная на родную семью ребенка; 2) развитие опеки и попечительства; 3) усыновление; 4) возможное развитие «института заботливой семьи». И если будет невозможно обеспечить один из этих 4 вариантов, ребенка помещают в соответствующее учреждение. Одной из главных задач каждого государства является осуществление права воспитания ребенка в семье. В статье 12 Закона РА «О правах ребенка» утверждается, что «каждый ребенок имеет право на знание своих родителей и совместное проживание с ними, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Армения, когда решением суда разлучение с родителями или родителем считается необходимостью, исходя из интересов ребенка». Для этого государство в первую очередь применяет все силы, чтобы оставить ребенка в семье. Если уход за ребенком в семье невозможен, преимущество отдается поиску новой семьи для него. Важно то обстоятельство, что при передаче ребенка в воспитательное учреждение и новую семью будет делаться все возможное, чтобы ребенок оставался в такой среде, которая связана с его этническими, местными традициями и культурными корнями. Наиболее предпочтительной формой организации альтернативного ухода за ребенком, оставшимся без родительской заботы, является усыновление. Усыновляющая семья по сути является новой юридической и фактической семьей ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителя, новое отчество и даже новое имя. Процесс усыновления урегулирован юридическими и социальными нормами. В результате усыновления усыновители и усыновляемые приобретают все предусмотренные законом права и обязанности, какие имеются у родных родителей и их детей. Для организации процесса усыновления и защиты интересов ребенка в 21-й статье конвенции ООН утверждается, что каждая страна своим законодательством должна утвердить критерии, в каком случае ребенок может быть усыновлен, какие требования предьявляются к этим процессам. [2, стр. 116], [3, стр. 118, 121–123] Законодательство РА утверждает, что усыновление ребенка осуществляется с письменного согласия его родителя [СК РА 113.1]. Однако есть случаи, когда нет необходимости в этом согласии, когда родители ребенка неизвестны или есть решение суда о признании их без вести пропавшими, недееспособности и о лишении родительских прав, когда по неуважительным по решению суда причинам не живут с ребенком более года и избегают ухода за ним [СК РА 119]. При уходе или попечительстве для усыновления ребенка, находящегося в семье, осуществляющей уход, необходимо согласие ребенка [СК РА 121], а усыновление сестербратьев различными лицами разрешается, только исходя из их интересов. Не имеют права на усыновление признанные решением суда недееспособными или частично дееспособными супруги, один из которых признан судом недееспособным или частично недееспособным, лишен в судебном порядке родительских прав или имеет ограниченные родительские права, лица, осужденные за особо тяжкие преступления, лица, устраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение взятых на себя законом обязательств, усыновители в прошлом, если усыновление устранено судом по их вине, лица, которые из-за проблем со здоровьем не могут осуществлять родительские обязанности, не имеют стабильного дохода для обеспечения минимальных условий жизни ребенка, не имеют постоянного места жительства или их жилищное пространство не соответствует установленным техническими и санитарным нормам [СК РА 116]. Для здорового душевного развития, социализации ребенка целесообразно усыновление ребенка со стороны уже знакомых ему лиц, поскольку в этом случае ребенок легче приспособится. Окончательное решение об усыновлении выносит суд. Законодательством РА устанавливается порядок усыновления [СК РА 113]. 9
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ