УДК 811.133.1 (072.8) ОБУЧЕНИЕ ПОРОЖДЕНИЮ ТЕКСТА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Е. А. <...> Баранова Орловский государственный университет Поступила в редакцию 19 апреля 2011 г. Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обучения связному высказыванию на родном и иностранном языках. <...> Развитие общих умений является непременным условием для продуцирования качественного текста. <...> Создание сообщения типа рассуждение нуждается в формировании специфических умений, что становится возможным в процессе целенаправленного обучения. <...> Key words: methods of language teaching, coherent text, type of speech, argumentation, essay writing. <...> Связная речь (устная или письменная) является целью и средством обучения, поскольку выступает и как процесс, и как речевая деятельность, и как результат акта коммуникации, т.е. это текст в виде развернутого ответа, устного и письменного пересказа, реферата, описания, рассуждения и т. д. <...> Именно связная речь в любой ее форме передает законченную тему, организована по законам логики и грамматики, обладает само стоятельностью, целостностью и расчленяется на более или менее значительные части, объединенные между собой, а следовательно, направлена на удовлетворение потребности общения [1, с. <...> Создание речевого произведения как на русском, так и на иностранном языке осуществляется путем реализации целой серии коммуникативно-речевых умений: строить текст в определенной ком позиционной форме; раскрывать тему и основную мысль; собирать и систематизировать материал; совершенствовать написанное; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по воз можности ярко [2], [3], [4]. <...> Связность речи непосредственно зависит от уровня развитости умения строить сообщение в определенной ком позиционной форме, т.е. продуцировать тексты различных функционально-смысловых типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей). <...> Основополагающую <...>