И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ А. С. <...> Попов Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 20 ноября 2010 г. Аннотация: исследуются изменения этических и эстетических ценностей в России 1990–2000-х гг. <...> На материале российского кинематографа демонстрируется столкновение советских и демократических ценностей в современной России. <...> Двадцать лет назад провал августовского путча окончательно закрыл перспективу сохранения советского строя, однако возможность культурной ремиссии к советским эстетическим канонам не исчезла из умов деятелей постсоветской культуры. <...> Наиболее дальновидные аналитики советского андеграундного искусства считают, что конфликт такого искусства с советской системой был не столько идеологическим, сколько эстетическим, поэтому понять его природу нереально без анализа истоков соцреализма как единой эстетической матрицы. <...> Искусствовед Василий Тупицын, присутствовавший при генезисе всех стадий московского концептуализма, для анализа советской психологии использовал «солярную» концепцию психологической структуры фашизма Жоржа Батая. <...> В этой свя зи рецидивы массовых репрессий в сталинской России и нацист ской Германии уместно толковать как возобновление солярных традиций. <...> <…> Кри тикам и историкам пришлось описывать соцреализм в духе его же собственных мифологических традиций» [1, с. <...> © Попов А. С., 2011 228 Формирование эстетических канонов соцреализма было невозможно без советского утопического проекта по вторжению публичных форм жизни в приватное пространство каждой отдельной личности. <...> В апреле 1992 г. на российские экраны выходит фильм Ивана Дыховичного «Прорва», предлагающий схожее понимание советской эстетической и идеологической матрицы. <...> Известный кинокритик Олег Ковалов писал об этом фильме: «Воплощение маниакальных грез о Большом стиле, идеально оковывающем все сферы и поры жизни, как сгущение пышных апофеозов в фильмах Михаила Чиаурели <...>