УДК 81:571:811 ИЛЛЮСТРАЦИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ) В. Н. Семерджиди Кубанский государственный университет Поступила в редакцию 20 декабря 2009 г. Аннотация: в статье исследованы приемы управления учебно-познавательной деятельностью реципиентов с помощью иллюстраций в дидактических текстах по иностранным языкам (английскому и русскому). <...> Дидактический текст (ДТ) по иностранному языку (ИЯ) представляет собой моделированное текстовое пространство, на котором происходит взаимодействие участников коммуникации в условиях ситуации обучающего общения, где закрепляются социальные правила, нормы, имеющие свое языковое выражение. <...> Специфичность современного ДТ по ИЯ заключается в том, что это сложный языковой знак, модель вербально-невербального характера, что позволяет отнести его к «паралингвистически активным текстам» [1]. <...> Интеграция иллюстраций с вербальными знаками обеспечивает вербально-визуальную перцепцию, дает возможность эффективно передавать большой объем информации в образовательных целях и способствует рациональному совершению процесса познавательной коммуникации. <...> Паралингвистические феномены (в нашем случае иллюстрации) активно используются в текстах, выполняя различные функции, что позволяет говорить об их полифункциональности. <...> Отличительной чертой ДТ по ИЯ, выделяющей его из множества различных текстов, является именно функциональная направленность этих изобразительных элементов, которые, выступая в качестве изобразительного комментирования, причины или следствия описываемых событий, акцентирования ключевых моментов развития сюжета, создания определенного ритма текста, одновременно выполняют в некоторых текстах функцию управления активной познавательной деятельностью учащихся [2]. <...> © Семерджиди В. Н., 2011 204 Известно, что человек становится <...>