УДК 811:111’373.612.2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЯЗЫКЕ А. В. <...> Соснин Нижегородский филиал государственного университета «Высшая школа экономики» Поступила в редакцию 25 октября 2010 г. Аннотация: в статье рассматриваются лингвистические модели описания метафорических процессов в языке, отличные от традиционной модели Дж. <...> Джонсона, в соответствии с которой метафорический перенос представляется как отображение одной концептуальной области на другую. <...> Abstract: the article discusses alternative ways of approaching metaphor against the background of Lakoff and Johnson’s theory of conceptual metaphor. <...> Key words: image schema, mirror representations, simulation semantics, conceptual blending В когнитивной лингвистике метафора традиционно рассматривается как основная ментальная операция, которая объединяет две понятийные сферы и позволяет использовать возможности структурирования сферы-источника при концептуализации новой сферы. <...> При метафорическом переносе осуществляется отображение (mapping) одной концептуальной области на другую (проекция одной концептуальной области в другую), причем отображается (проецируется) не изолированное имя, а целая концептуальная структура (фрейм, модель, сценарий), активируемая в сознании некоторым словом благодаря конвенциональной связи данного слова с концептуальной структурой. <...> Термин mapping определяется Фоконье как «a correspondence between two sets that assigns to each element in the fi rst a counterpart in the second» [1]. <...> Альтернативное описание метафорического переноса в когнитивной лингвистике (не в терминах отображения) предполагает, что общие признаки метафорически соотносимых концептов образуют схему более высокого уровня обобщения (схема-образ, image schema)1 , конкретными реализациями ко1 Действительно, интерпретация метафорического выражения ‘This surgeon is a butcher’, характеризующего хирурга как некомпетентного специалиста, может оказаться затруднительной в терминах отображения, так как мясник не обязательно ассоциируется с некомпетентностью. <...> Более логичным здесь будет выделить <...>