Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №2 2010

ОТ ЛОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ К ПЕРФОРМАТИВУ ДЖ. ОСТИНА: ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВдовиченко
Страниц5
ID516619
Аннотацияв статье рассматриваются логическое суждение как главный объект грамматики Аристотеля и перформатив Дж. Остина как первый теоретический объект в русле коммуникативной парадигмы. Аристотель ассоциировал слово и мысль, признал внесубъектность истинности/ложности мысли и выдвинул суждение в качестве характерного образца, исчерпывающего своими свойствами все феномены языка. При этом из сферы компетенции грамматики им были изъяты такие коммуникативные действия, в которых субъект проявлял себя с наибольшей очевидностью (восклицания, вопросы). В свою очередь Дж. Остин, выделив перформатив и наблюдая его особенности, был вынужден возвращать личное коммуникативное действие в науку о языке. Он исполнил эту задачу лишь отчасти, признав, наряду с перформативами, возможность существования констативов (т.е. логических суждений).
УДК81(035.3)
Вдовиченко, А.В. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ К ПЕРФОРМАТИВУ ДЖ. ОСТИНА: ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / А.В. Вдовиченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2010 .— №2 .— С. 92-96 .— URL: https://rucont.ru/efd/516619 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 81(035.3) ОТ ЛОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ К ПЕРФОРМАТИВУ ДЖ. <...> ОСТИНА: ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ* А. В. Вдовиченко Институт языкознания РАН Поступила в редакцию 25 ноября 2009 г. Аннотация: в статье рассматриваются логическое суждение как главный объект грамматики Аристотеля и перформатив Дж. <...> Остина как первый теоретический объект в русле коммуникативной парадигмы. <...> Аристотель ассоциировал слово и мысль, признал внесубъектность истинности/ложности мысли и выдвинул суждение в качестве характерного образца, исчерпывающего своими свойствами все феномены языка. <...> При этом из сферы компетенции грамматики им были изъяты такие коммуникативные действия, в которых субъект проявлял себя с наибольшей очевидностью (восклицания, вопросы). <...> Остин, выделив перформатив и наблюдая его особенности, был вынужден возвращать личное коммуникативное действие в науку о языке. <...> Он исполнил эту задачу лишь отчасти, признав, наряду с перформативами, возможность существования констативов (т.е. логических суждений). <...> He completed the task only partially, because he recognized, along with performatives, the possibility of existence of constative (i.e. logic statements). <...> В настоящий момент отправным пунктом размышлений о лингвистическом факте можно, по-видимому, считать его коммуникативную природу: естественной формой существования вербального материала является актуальное высказывание, т.е. словесное действие говорящего в мыслимой коммуникативной ситуации. <...> Тем не менее предметный подход к явлениям, свойственный античному научно-философскому методу, некогда послужил созданию объектно-логической схемы «знак–значение». <...> Из этой схемы говорящий с его действием был исключен как избыточная переменная ввиду спонтанного признания, что все (т.е. любой говорящий) знают все слова языка и что все говорящие высказывают мысли, т.е. произносят истинные (ложные) суждения. <...> Поскольку суждения можно рассматривать как соответству* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта <...>