УДК 165.19 ПРОБЛЕМА ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОЗНАНИИ Н. В. <...> Сорокина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 сентября 2009 г. Аннотация: статья посвящена проблеме художественного познания. <...> Искусство является важным источником понимания мира, однако скептический подход к теории когнитивизма в понимании искусства занимает прочные позиции в истории философии. <...> Главная идея заключается в том, что, несмотря на явно преобладающий субъективный аспект процесса художественного познания, мы можем получить некое интерсубъективное знание. <...> Истоки интерсубъективности коренятся в культуре, которая обеспечивает инвариантность результатов познания. <...> The article claims that, despite skeptical point of view, new intersubjective knowledge can be derived from arts. <...> Works of art are objects of perceptions, but we can fi nd the intersubjective principles of subjective perceptions, which are rooted in culture. <...> В культуре возможно существование нескольких способов познавательной деятельности, различающихся по своим основаниям, подбору средств познания и результатам. <...> Одним из таких способов когнитивного освоения мира может выступать искусство. <...> «В искусстве реализуются все основные функции познания: отражение реального мира в идеальном плане, отражение места человека в этом мире, выявление общих закономерностей, взаимосвязей, тенденций, переход от явления к сущности в чистом виде, прогнозирование на основе экстраполяции обнаруженных тенденций» [1, с. <...> В результате длительных дискуссий о специфике искусства и его познавательных возможностях во второй половине XX в. теория когнитивизма в понимании искусства, согласно которой одной из функций искусства является познавательная, твердо укрепилась в западной философской мысли и начала завоевывать позиции в отечественной. <...> Хотя критики этой концепции (и философы, и искусствоведы) не отрицают того факта, что художественное постижение мира способно расширять и прояснять человеческий опыт, скептический подход к рассмотрению искусства как значимого <...>