ВЕСТНИК ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2004, № 2 АНТРОПОМОРФНАЯ ПАРАДИГМА ПРИЗНАКОВ В СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТА УМ © 2004 М.В. Пименова Кемеровский государственный университет Язык, по мнению Лео Вейсгербера, является не важнейшим средством общения и орудием мышления, а неким “промежуточным миром” между реальностью и мышлением. <...> Характер и развитие мышления определяется его имманентным развитием, поэтому любое мышление имеет чисто национальные черты [cм. <...> В различных концепциях современного языкознания делаются попытки разрешить один вопрос: определяет язык мировоззрение или он не является первичным способом категоризации действительности и миропонимания. <...> Эти теории постулируют достаточную относительность знаний о мире, которые прямо зависят от того, что служит источником этого знания: сама действительность или ее концептуализация, зафиксированная в значении языковых знаков. <...> В настоящий период эта проблема возникла вновь в связи с исследованием когнитивных процессов, лежащих в основе порождения языковых сообщений и их понимание. <...> В современной гносеологии выдвигается мнение, что добытое (выводное) знание обладает эвристической функцией. <...> Когнитивная обработка нового знания при его концептуализации происходит путем перенесения “буквального” значения существующих языковых знаков и сопутствующих им ассоциаций на другую область знания. <...> Как отмечает Т.А. Фесенко, “интерпретация фрагмента действительности в концептуальной системе – это, по сути, конструирование информации об определённом мире или “картине мира”, при этом смысл вербальных единиц оказывается как бы “вплетённым” в данную концептуальную систему” [11, 133]. <...> В основе концептуальных метафор находятся когнитивные модели. <...> Под когнитивной моделью понимается некоторый стереотипный образ, с помощью которого организуется опыт, знания о мире. <...> Такая модель определяет нашу концептуальную организацию опыта <...>