37 ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАК ДОМИНАНТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА © 2003 П.А. Пименов Московский государственный университет печати Визуальное сообщение есть визуальный знак или система визуальных знаков, способное передавать (отражать) не только прямую информацию об объекте, но также символическую и метафорическую. <...> При этом любой визуальный знак или визуальная система являются частью визуального языка, сравнимого с вербальным языком своей структурой или грамматикой, очень близкой разделам общего языкознания. <...> Таким образом, визуальный язык, наравне с вербальным, можно приравнять к средствам коммуникаций. <...> Но какова роль визуальных сообщений (коммуникаций) в современном медийном мультикультурном пространстве? <...> Цивилизация как определенный уровень развития культуры рассматривается и в качестве пространственно-временного среза ее функционирования”? <...> Встает вопрос о выявлении архетипов этого пространственно-временного среза развития, и, я бы сказал, исторической культуры средств коммуникаций. <...> Нас будут интересовать, в частности, три свойства знаковой семиотики бытовых явлений… <...> “Первое состоит в следующем: знаковая семантика бытовых явлений всегда исторична – как потому, что знак возникает из системы оппозиций, актуальных для данного, порой весьма краткого исторического периода, так и потому, что эти оппозиции часто строятся на противопоставлении того, что есть, тому, что было, то есть обращаются к общественной памяти… <...> Второе свойство знака… состоит в том, что он существует лишь для ограниченной социокультурной группы, объединенной совместно пережитым общественным опытом… <...> Но это частная задача, а именно отдельная семиотика в кругу общей семиологии. <...> Введение в семиологию” пишет именно о семиологии как о науке, которую «исследуют семиотическими методами” [12]. <...> Имеются в виду общие для всех частных семиотик законы, которые изучает, больше в фундаментальном аспекте <...>