32 К ВОПРОСУ О ТОНАЛЬНОМ СТРОЕНИИ СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА “ОБЪЯВЛЕНИЕ”) © 2003 В.И. Провоторов Курский государственный педагогический университет Каждое словесное произведение обладает своим интонационным строем, своей системой тональностей. <...> Вне определенного эмоционального отношения к излагаемому содержанию и к читателю, вне интонации ни одно словесное произведение не существует. <...> Тональность – это свернутая экспрессивность, которая является основным средством реализации эстетической функции произведения [1, 91]. <...> Понятие тональности (интонации) словесного произведения соотносимо с понятием основного тона, который содержательно задается общей системой функционирования – функциональным стилем и который сращен с замыслом, идеей, жанром произведения. <...> Подробней вопросы интонационного строения произведения освещаются в [1, 91-101]. <...> В данной статье на примере речевого жанра “объявление” рассматриваются основные средства создания интонации произведения, связанные с системой композиционно-речевых форм (КРФ). <...> Каждая композиционно-речевая форма является своеобразной моделью определенного типа экспрессии, обусловленного характером структурного содержания КРФ и ее модификации. <...> Структурное содержание КРФ непосредственно связано с эвритмией, которая составляет основу стилистической формы произведения. <...> Эвритмия, будучи свойством структурного содержания КРФ, является основой выразительности, основой того, что называется “общей экспрессивностью“ произведения. <...> Композиционно-речевые формы не являются сами по себе выразителями общей экспрессивности. <...> Автор, выбирая ту или иную КРФ для воплощения своих собственных особенных впечатлений и переживаний, присваивает себе вместе с тем и то общее содержание и функции, которые присущи этой КРФ. <...> Выражая определенное содержание, КРФ задает определенный вид экспрессивности, создавая тем самым фундамент для развития <...>