ВЕСТНИК ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация, 2002, № 3 РЕЧЕВОЙ РИТМ: МЕХАНИЗМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ © 2002 Л.В.Величкова Воронежский государственный университет Целый ряд проблем явился причиной возникновения внимания к речевому ритму в настоящее время: интерес к звучащей речи после традиционного исследования письменого текста, психолингвистическая ориентация лингвистики, усиление междисциплинарных связей. <...> Общее определение ритма, соотнесенное с его сущностью всеобщего природного явления, сравненное с различными энциклопедическими и специальными научными источниками, подчеркивает характер периодичности, закономерной повторяемости явлений. <...> Ритмические явления прослеживаются в биологических процессах, суточных циклах природы и отдельных организмов, в биоэлектрических процессах. <...> Ассоциативно в нашем представлении часто возникает музыкальный характер ритма, в этом случае чередования элементов создают эстетическое воздействие. <...> Вместе с тем, во всех известных сферах, обнаруживающих ритмические признаки, эти последние относятся к системным процессам, обеспечивающим жизнедеятельность или функционирование объектов. <...> В случае речевого ритма функции его элементов скрыты от традиционного лингвистического рассмотрения. <...> Очевидно и то, что исследование этого явления должно вскрывать эти функции, и для этого следует изменить сам механизм исследования. <...> При фонетическом описании языков говорится об особом колорите ритма языка, такое упоминание можно также отнести к эстетическому восприятию. <...> Н.С. Трубецкой описал отличие в составе слова, исходя из понятия слогоносителя, то есть части слога, которая по законам данного языка является носителем смыслоразличительных просодических признаков. <...> Однако часть слога, несущая просодические признаки, определяется в разных языках поразному. <...> Трубецкого не была в то время воспринята в лингвистике. <...> Позже возникшая гипотеза <...>