Толстой и А. М. Горький — культовые фигуры в истории русской литературы. <...> Хотя можно спорить, что именно лежит у истоков этого культа — весьма сомнительные эстетические достоинства их трудов или несомненная политическая ангажированность обоих. <...> В свое время по степени официального признания с ними мог соперничать разве что сам А. С. Пушкин (наиболее наглядно эта табель о рангах была выражена в курсе литературы для средней школы). <...> Тем больший интерес представляет анализ широко известной характеристики, данной старшему классику в труде младшего: “Какая глыба, а? <...> Его мужицкий голос, мужицкая мысль, настоящий мужик в нем. <...> До этого графа — подлинного мужика в литературе не было. <...> ”1 Правда, эту характеристику Толстому Горький дает не непосредственно, а устами еще одного классика, хотя и прославившегося в далеких от беллетристики сферах, но с точки зрения Горького вполне авторитетного. <...> И у нас нет оснований подозревать автора очерка “В. И. Ленин” в том, что он выдумал цитируемый им диалог. <...> Однако возникает вопрос, насколько точно удалось пролетарскому писателю передать форму, и даже содержание, высказывания пролетарского вождя. <...> В каноническом виде, после переработки очерка в 1930 г., цитата заканчивается несколько иначе: “Вот это, батенька, художник… И, — знаете, что еще изумительно? <...> До этого графа подлинного мужика в литературе не было” (Горький А.М. <...> В последнем случае подчеркиваемый нами аспект высказывания даже усиливается за счет того, что нет упоминаний о “мужицком голосе” и “мужицкой мысли” и остается “мужик” в чистом виде. <...> М. А. Варшавчик, классифицируя ленинские источники “по способу воспроизведения, то есть по той форме, в которую они облекались и в которой дошли до нас”, выделяет четыре группы, располагая их в порядке убывания 1 аутентичности: 1) автографы и фонозаписи; 2) стенограммы; 3) синхронные протокольные записи устных ленинских выступлений и газетные отчеты о них; 4) передача ленинских <...>