Актуальность темы исследования обусловлена непрекращающимися кризисами, локальными разрушениями социальной, природной жизни и глобальным катастрофизмом. <...> Цель исследования – рассмотреть высокий уровень планетарной органической жизни – социальный, выделив два взаимосвязанных противоположных процесса самодвижения материи: 1) социальные продуценты, обеспечивающие концентрацию социальной материи, свободноживущие социосистемы, наращивающие саморазвитие и социальное разнообразие в обществе (С-цивилизация); 2) социальные редуценты, ведущие к упрощению и деструкции социальной материи, вплоть до ее самораспада (П-цивилизация). <...> Процесс этот приобрел глобальные масштабы, имеет интернациональное содержание, требует изучения на государственном и глобальном уровнях. <...> Сделан следующий вывод: как любая сфера общества образование при воздействии на него полярных цивилизаций также поляризуется. <...> Система образования в XXI в. существует практически во всех государствах Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., 2016 Светлана Андреевна Ан – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет. <...> Nina V. Nalivayko – Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Senior Researcher at the Institute of Philosophy and Law of the RAS, Director of the Research Institute of Philosophy of Education, Novosibirsk State Pedagogical University. <...> Elena V. Ushakova – Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Bioethics, Altai State Medical University. <...> Но это только форма, на самом деле при воздействии на сферу образования полярных цивилизаций одна и та же внешняя форма организации обучения может наполняться принципиально разным, полярным содержанием. <...> Ключевые слова: разрушительные паразитарные процессы, полярные цивилизации, образование, развивающее творческую сущность, содержание. <...> Актуальность исследования В настоящее время проблема социальной поляризации имеет несомненную современную специфику, которую необходимо осмысливать на основе прошлых и настоящих <...>