Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (220,00 руб.)

0   0
АвторыПавлова Светлана Алексеевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц177
ID513336
АннотацияУчебное пособие посвящено исследованию актуальной проблемы педагогической науки – по-ликультурному воспитанию школьников. В работе рассматриваются вопросы, касающиеся понимания поликультурности, мультикультурности, средства и механизмы их внедрения в многополярную образовательную среду. А также рассматриваются проблемы формирования основ нравственного, гражданского, патриотического и интернационального воспитания ребёнка в современном мире. Представленный материал в книге предназначен для студентов педагогических вузов, преподавателей, работников образования, родителей
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль Начальное образование
УДК37
ББК74.200.252я73
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / С.А. Павлова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2015 .— 177 с. — URL: https://rucont.ru/efd/513336 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Улан-Удэ 2015 0 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» С. Павлова <...> Значимость идей поликультурности для социального, культурного и образовательного пространства современного общества ………………………. <...> Взаимозависимость и взамовлияние понятий мультикультурости, этноцентризма, ассимиляции, кросскультурализма, мультикультурализма в современном обществе …………. <...> Характеристика национально-психологических особенностей представителей народов России ……………………………………………………………………………………. <...> Этнопедагогика как система общечеловеческих ценностей в поликультурном, интернациональном, нравственном, гражданском воспитании ……………………………. <...> Многообразие видов школ социума (предшкольное мультикультурное воспитание, моноэтнические школы, многонациональные школы, обучение иммигрантов) ………. <...> , В.К. Шаповалова затрагивают проблемы особенностей содержания образования, которое определяется поликультурной социальной средой. <...> Вопросы, связанные с поликультурным подходом к образованию обсуждены на многих Международных, Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях. <...> Многоликультурное образование как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую культурную среду изучалось Г.Д. Дмитриевым; как средство формирования национального самосознания и культурной самоидентификации поликультурное образование рассматривали В.Е. Абидов, Е.Н. Матюхина, М.А. Тимофеева; концепция поликультурного взаимодействия в зарубежной педагогике изучалась С.У. Наушабаевой; реализации поликультурного подхода в содержании учебновоспитательного процесса посвящены работы Э.Г. Гарунова, А Ю. Белогурова <...> Эти работы затрагивают проблемы содержания образования, которые определяются поликультурной социальной средой. <...> Преподавание всех предметов на русском языке в национальных школах <...>
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ.pdf
С. Павлова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Улан-Удэ 2015 0
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» С. Павлова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль Начальное образование Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2015 1
Стр.2
УДК 37.013.32 (075.8) ББК 74.480.2 я 73 П 121 Утверждено к печати: кафедрой педагогики начального и дошкольного образования, редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Д.В. Посходиева, канд. пед. наук, доцент С.А. Копылов, канд. псих. наук, доцент кафедры общей психологии, Московского института государственного администрирования Павлова С.А. П 121 Поликультурность образования. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. – 175 с. ISBN Учебное пособие посвящено исследованию актуальной проблемы педагогической науки – поликультурному воспитанию школьников. В работе рассматриваются вопросы, касающиеся понимания поликультурности, мультикультурности, средства и механизмы их внедрения в многополярную образовательную среду. А также рассматриваются проблемы формирования основ нравственного, гражданского, патриотического и интернационального воспитания ребёнка в современном мире. Представленный материал в книге предназначен для студентов педагогических вузов, преподавателей, работников образования, родителей. S.A. Pavlova Manual is devoted to the study of topical issues of pedagogy - multicultural education of children of school age. The paper deals with the understanding of multiculturalism, multiculturalism, means and mechanisms for their implementation in a multipolar educational environment. And also addresses the problem of forming the basis of moral, civil, patriotic and internationalist education of the child in the modern world. The material presented in this book is intended for students of pedagogical universities, teachers, educators and parents. С.А. Павлова, 2015 ISBN Бурятский госуниверситет, 2015 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….....……..……..……............................………. 4 ГЛАВА 1. Значимость идей поликультурности для социального, культурного и образовательного пространства современного общества ……………………….…………........... 7 1.1 . Концептуальные основы поликультурного образования ………………………………..…….. 7 1.2 . Понятие и содержание поликультурного воспитания школьника ………………….…........ 13 1.3 . Основы воспитания толерантности учащихся ………………………………………………… 20 1.4 . Взаимозависимость и взамовлияние понятий мультикультурости, этноцентризма, ассимиляции, кросскультурализма, мультикультурализма в современном обществе ………….. 35 Вопросы и задания ………………………………………………………………….…………………. 45 Литература …………………………………………………………………………….…….…………. 45 ГЛАВА 2. Сущность и структура поликультурного образования в многополярном и многонациональном социуме ……………………………………….……………..………..……....46 2.1. Характеристика национально-психологических особенностей представителей народов России …………………………………………………………………………………….…………………….... 46 2.2. Этнопедагогика как система общечеловеческих ценностей в поликультурном, интернациональном, нравственном, гражданском воспитании ……………………………..……. 63 2.3. Многообразие видов школ социума (предшкольное мультикультурное воспитание, моноэтнические школы, многонациональные школы, обучение иммигрантов) ……….………… 73 2.4. Билингвизм в системе обучения ………………………………………………….……….…….. 81 Вопросы и задания ………………………………………………………………….…………………. 90 Литература …………………………………………………………………………….…….…………. 90 ГЛАВА 3. Актуальность включения поликультурного воспитания учащихся в межкультурный диалог образовательного процесса …………………………………………...... 91 3.1. Анализ воспитательных поликультурных технологий ….…............................................…..91 3.2. Система критериев, уровней, методов, форм поликультурного воспитания в организации учебно-воспитательной деятельности школы ………………………………………………………103 3.3. Мультикультурный учитель современной школы ………………………..……….……………124 Вопросы и задания …………………………………………………………………………….……….131 Литература …………………………………………………………………………………..………….132 Заключение …………………………….………………………………………………….…..….....….133 Терминологический словарь …………………………………………………………………………..134 Библиографический список ………………………………………….…………………….…..….......145 Приложение ………………………………………………...………………………………….….…....150 3
Стр.4
Моим мудрым педагогам – Н.П. Гудыме, В.И. Хижнякову, Н.В. Снетковой, А.А. Попову, Т.В. Бурмистровой, К.Е. Елаеву, О.У. Бадмаевой, М..Д. Лунёвой, Н.А. Иринчеевой, В.П. Вершинину, дружным одноклассникам и их родителям 10 «а» класса средней школы № 42 г.Улан-Удэ ВВЕДЕНИЕ Мир наверное не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания, и будет другой мир …. Л.Н. Толстой.1897г. «Россия всегда была многолика и многорелигиозна и такой будет независимо от того, нравится это кому-то или нет. Никто не будет отрицать, что православие является странообразующей религией, но мы не можем говорить, что кто-то главнее. Этим Россия отличается от других стран, поэтому она не может и не должна отказываться от политики мультикультурности, как призывают некоторые европейские лидеры». Такое мнение высказал президент фонда «Взаимодействие цивилизаций» Рахамим Эмануилов на пресс-конференции 17 февраля 2011г. По его словам, «заявления Саркози и Меркель о провале политики поликультурности свидетельствуют о серьезных межнациональных проблемах в Европе», в то время как «в России ситуация иная». «Для европейцев те народы пришлые, они живут в Европе максимум 50 лет. Народы, которые живут в России, — они коренные, они не пришлые, независимо от их вероисповедования» [120]. С заявлениями о провале политики мультикультурности выступила канцлер Германии Ангела Меркель. Позднее аналогичные высказывания прозвучали от премьерминистра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Франсуа Олланда. На что премьер-министр России Дмитрий Медведев ответил: «Это грозит уничтожением традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать» [103]. Протесты, возмущения, войны, и как следствие, шовинизм, ксенофобия, национализм, наростающий фашизм! Заголовки журналов, газет, интернета пестрят такими ужасными красками. Как не странно это реалии сегодняшнего времени! Хочется крикнуть – опомнитесь люди, разве нас не научили уроки истории и печальная статистика Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.? Русский, украинец, грузин, казах, белорус, еврей, якут и ещё десятки этносов страны – это единение, устойчивость любой страны, её многополярность, её развитие в будущее, это и есть её народ. Интернациональность, мультикультурность России даёт стране широчайшие возможности в построении разумной и выгодной государству политики в отношениях, как с Западом, так и с Востоком. Всему этому необходимо научиться и научить, прежде всего, подрастающее поколение. Нельзя забывать историю, традиции, обычаи, язык своего народа, своей семьи, бережно передавать это «сокровище» из поколения в поколения. 4
Стр.5
Модернизация и радикальные преобразования в российской школе предполагается осуществлять с учетом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения страны. Тем самым явления многообразия и многокультурности российского общества выдвигают требование его консолидации и интеграции, что порождает предпосылки поликультурного воспитания и образования детей и населения в целом. Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах развития многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими и воспитание культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимали значительное место в трудах педагогов: С.И. Гессена, И.А. Бердяева, К.Д.Ушинского. Работы Г.Н. Волкова, М. Куратова, В.К. Шаповалова затрагивают проблемы особенностей содержания образования, которое определяется поликультурной социальной средой. Идеи реализации этнических традиций в воспитании разработаны в исследованиях А.К. Бердиева, Г.Д. Дмитриева, М.Г. Тайчинова, и др. Ими высказывается мнение о необходимости введения в спектр решения задач общего образования новых компонентов, обусловленных многонациональностью российского государства. Вопросы, связанные с поликультурным подходом к образованию обсуждены на многих Международных, Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях. Многоликультурное образование как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую культурную среду изучалось Г.Д. Дмитриевым; как средство формирования национального самосознания и культурной самоидентификации поликультурное образование рассматривали В.Е. Абидов, Е.Н. Матюхина, М.А. Тимофеева; концепция поликультурного взаимодействия в зарубежной педагогике изучалась С.У. Наушабаевой; реализации поликультурного подхода в содержании учебновоспитательного процесса посвящены работы Э.Г. Гарунова, А Ю. Белогурова, Т.Б. Менской, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, С.Т. Тучалаева. Вопросы поликультурного образования нашли свое отражение в диссертационных исследованиях Р.Л. Агитевой, О.В. Аракелян, И.В. Колокова, В.А. Ершова, В.И. Матиса, О.И. Пономаренко, Л.Т. Ткач и др. Эти работы затрагивают проблемы содержания образования, которые определяются поликультурной социальной средой. Высказываются мысли о необходимости введения в спектр задач общего образования новых компонентов, обусловленных многонациональностью учащихся. Однако некоторые аспекты остаются мало исследованными, что приводит к следующим противоречиям в реальном процессе. 1. Между этнонациональным жизненным опытом учащихся начальных школ и оторванностью от этнокультуры текстов, которые предлагается для программного изучения; 2. Преподавание всех предметов на русском языке в национальных школах, где обучаются дети, недостаточно владеющие этим языком обучения; З.Организация воспитательной работы планируется без учета специфики полиэтничности и поликультурности школы и гетерогенности места ее расположения. 5
Стр.6
Данные противоречия в своей совокупности составляют базовые проблемы современной национальной школы России в многонациональном поликультурном социуме. Подготовка человека к активному участию в производстве, общественной и культурной жизни зависит от успешности организации учебно-воспитательного процесса. Важная роль в достижении основной цели воспитания, формирования гармонично развитой, общественно-активной личности - принадлежит обучению, как специально организованному взаимодействию преподавания и учения, направленному на передачу молодому поколению опыта образования. Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит поликультурному воспитанию учащихся. Взаимодействие всех многополярных и национальных структур современного социума является важнейшим средством поликультурного воспитания. Успешность поликультурного воспитания в процессе образования в школе зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организация умственного труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности, характера методов обучения. Главная роль в этом принадлежит методам обучения и воспитания, предназначенным для реализации в целом содержания образования. Анализ содержания Закона Российской Федерации «Об образовании» показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения, внеучебная работа должны способствовать воспитанию, формированию и развитию у учащихся национальной самоидентификации и национального самосознания, необходимых для их дальнейшей самореализации в современном обществе. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.