№ 2 РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ А. В. <...> Н. Н. Бурденко Проступила в редакцию 5 сентября 2013 г. Аннотация: в статье предпринята попытка осмысления роли университета и высшего образования в целом в жизни общества и в его развитии. <...> Особое внимание автор уделяет концептуально-мировоззренческой и социально-аксиологической функциям университета в современном мире; обосновывается стержневая роль высшего образования, в первую очередь университетского, в модернизации общества. <...> В последние десятилетия в большинстве стран мира высшее (и не только высшее) образование переживает не лучшие времена: неуклонно снижается социальный престиж и общественная востребованность образования, уменьшается государственная поддержка, нарастает критика. <...> Так, в России в качестве определяющей причины резкого снижения уровня и социального престижа образования чаще всего называется глубокий экономический кризис, однако, как представляется, причины кризиса высшего, особенно университетского, образования глубже и глобальнее. <...> Одна из них связана с общей неопределенностью и недостаточной концептуальной отрефлексированностью смысла и социальной роли образования (в частности университетского) и духовности в современном глобальном мире [1]. <...> В составе высшей школы доля университетов не более 10 %, но именно они выступают ведущим и системообразующим компонентом всего образования. <...> Население и научно-педагогическое сообщество заинтересованы в их развитии не только в связи с повышенным спросом на университетское образование, но и потому, что университеты являются основной базой подготовки кадров для фундаментальной науки и научно-педагогических кадров для всей высшей школы. <...> Любая модернизация должна опираться на университет при реализации стратегии обновления общества, © Смирнов А. В., 2014 84 его культуры, политической системы и технологического контура страны. <...> Именно университеты задают настрой <...>