Подписные индексы – 38683, 41806 Удк 334.012.64 ББк 65.290.31 Саркисян Артур Ашотович, соискатель ученой степени кандидата наук, ассистент кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград, e-mail: sarart@list.ru СТРАТЕгиЧЕСкиЕ иНСТРУМЕНТЫ РАЗвиТия МАЛЫХ ПРЕдПРияТиЙ STRATEGIC TOOLS OF SMALL BUSINESSES DEVELOPMENT Данная работа посвящена проблеме развития малого бизнеса. <...> Главная цель статьи – показать, что российские малые предприятия обладают достаточным внутренним потенциалом и внешними предпосылками для проявления стратегической активности с целью конкурентного развития. <...> Закономерные стадии развития любого бизнеса – концентрация на ключевой деятельности, вертикальная интеграция и диверсификация – рассматриваются как управляемые инструменты стратегического развития, которые необходимо интегрировать в конкурентную стратегию малого предприятия. <...> Ключевые слова: малый бизнес, стратегическая активность, стратегическое развитие, концентрация на ключевой деятельности, вертикальная интеграция, диверсификация, количественный рост, качественное развитие, конкурентное преимущество, конкурентоспособность. <...> Тремя закономерными стадиями развития любого бизнеса являются концентрация на ключевой деятельности, вертикальная интеграция и диверсификация. <...> Концентрацию можно рассматривать двойственно: как усилия по качественному и количественному развитию определенной сферы деятельности. <...> Количественное развитие происходит путем наращивания производственных мощностей. <...> Качественное же развитие подразумевает предпринимательские усилия, направленные на создание особых управленческих рутин, повышающих качество бизнес-модели в целом, а в частности таких ее характеристик, как управляемость, оборачиваемость, прибыльность и т. д. <...> Количественная концентрация, несмотря на наличие значительных факторов неопределенности, все же поддается логическому <...>