№ 1 РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Н. И. <...> Вьюнова, Е. В. Кривотулова, С. И. Поволяева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 24 декабря 2013 г. Аннотация: в данной статье рассмотрены профессиональные риски (сущность, типология, основные функции и факторы) и наиболее «опасные» риски педагогической деятельности – профессиональный стресс и эмоциональное выгорание (особенности, симптомы, степень проявления). <...> Необходимость исследования профессиональных рисков в деятельности педагога обусловлена новыми подходами в изучении системы «педагог – ученик – социальная среда», изменениями, происходящими в понимании роли здоровья педагога в конструктивном решении задач инновационного образования. <...> Эти процессы требуют по-иному взглянуть на проблему педагога в его акме-развитии как человека и профессионала. <...> В этом контексте профессиональные деструкции, риски выступают факторами, тормозящими процесс личностного и профессионального роста. <...> В связи с этим в современном научном сообществе начинают разрабатываться подходы, направленные на раскрытие сущности механизмов развития (проявления) профессиональных рисков. <...> Потребность исследования эмоционального аспекта рисков профессиональной деятельности педагога обусловлена рядом противоречий между: – общественными ожиданиями и реальными и потенциальными возможностями преподавателя им соответствовать; – необходимостью принимать активную жизненную позицию и усталостью, связанной с постоянными психологическими нагрузками на работе и в семье; – необходимостью нести ответственность за жизнь, здоровье и гармоничное развитие других © Вьюнова Н. И., Кривотулова Е. В., Поволяева С. И., 2014 28 людей и угрозой ухудшения собственного физического и психического здоровья; – способностью противостоять различным стрессовым ситуациям и эмоциональным истощениям, растущим у преподавателя за годы профессиональной <...>