Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №6 2015

АМБИВАЛЕНТНАЯ СИМВОЛИКА В НАЧАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ ЦИКЛА Б. ПАСТЕРНАКА «НЕСКУЧНЫЙ САД» (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМальцева
Страниц11
ID509847
АннотацияВ статье анализируются шесть вступительных стихотворений к гиперциклу Б. Пастернака «Нескучный сад» из его поэтической книги «Темы и вариации» (1916–1922). Рассматривается явление амбивалентности ведущих здесь образов, общих с предыдущей книгой поэта «Сестра моя – жизнь. Лето 1917 года». Особое внимание уделяется развитию духовно-нравственного конфликта в жизни лирического героя.
Мальцева, О.А. АМБИВАЛЕНТНАЯ СИМВОЛИКА В НАЧАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ ЦИКЛА Б. ПАСТЕРНАКА «НЕСКУЧНЫЙ САД» / О.А. Мальцева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2015 .— №6 .— С. 169-179 .— URL: https://rucont.ru/efd/509847 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.А.Мальцева АМБИВАЛЕНТНАЯ СИМВОЛИКА В НАЧАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ ЦИКЛА Б. <...> ПАСТЕРНАКА «НЕСКУЧНЫЙ САД» В статье анализируются шесть вступительных стихотворений к гиперциклу Б. <...> Пастернака «Нескучный сад» из его поэтической книги «Темы и вариации» (1916–1922). <...> Рассматривается явление амбивалентности ведущих здесь образов, общих с предыдущей книгой поэта «Сестра моя – жизнь. <...> Особое внимание уделяется развитию духовно-нравственного конфликта в жизни лирического героя. <...> Явление амбивалентности в поэтике Пастернака отмечено специалистами уже давно. <...> В данной статье на примере анализа шести вступительных стихотворений к циклу мы попытаемся рассмотреть явление амбивалентности ведущих здесь образов и вникнуть в «диалог» преемственности третей и четвертой поэтических книг Пастернака. <...> Цикл «Нескучный сад» открывается стихотворением «Нескучный», название которого представляет собой усеченный вариант заглавного сочетания. <...> То, что автор снял в названии определяемое слово (по первоначальному замыслу стихотворение должно было называться «Нескучный сад души» ), наводит на мысль о возможности вариативного прочтения этого слова. <...> Думается, что в стихотворении подчеркнута именно данная сторона образа Нескучного, о чем свидетельствует, например, и уничиженный образ природы («Набор уставших цвесть  С. <...> №6 пород»), и образ усадебных конструкций («От набережной до ворот»). <...> Этот Нескучный только «похож» на музыку («гитару») = сад (ср. с образом «ста гитар» в «садовом Сен-Готарде» из книги «Сестра моя – жизнь»), но на самом деле является лишь его «тенью» (ср. с образом Демона-тени в стихотворении «Памяти Демона»), убивающей эту самую жизнь («струны рвут», «окуная парк <…> в заглохший пруд»). <...> «Если основным образом книги „Сестра моя – жизнь“ был цветущий сад, подлинный „сад души“, то здесь образ оборачивается своей изнанкой: публичным садом» . <...> Однако в подтексте ее образ обнаруживает инфернальные черты <...>