РАБОТА В ПАРАХ — УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ Вячеслав Александрович Рязанов, учитель русского языка и литературы МБОУ “Основная общеобразовательная школа № 68” (г. Кемерово), vyacheslaw.ryazanov@yandex.ru • работа в парах • универсальные учебные действия • ФГОС • традиционный урок • методика «Взаимный тренаж» Сегодня новой заботой руководителя школы и всего педагогического коллектива стала разработка программы формирования универсальных учебных действий (УУД). <...> Согласно новым образовательным стандартам, оценка деятельности образовательного учреждения в целом и каждого педагогического работника напрямую зависит от реальных достижений школьников в освоении УУД. <...> Учителю необходимо вносить изменения в сам процесс обучения. <...> Следует отметить, что требования нового Стандарта значительно превосходят все прежние как по количеству, так и в качественном отношении. <...> К примеру, ФГОС НОО предусматривает формирование у школьников УУД, которых в тексте основного документа насчитывается 16 (!). <...> А Примерная основная образовательная программа начального общего образования, прилагаемая к Стандарту, увеличивает перечень УУД почти до 50 (!!!) <...> Ученику начальной школы в буквальном смысле предлагается объять необъятное. <...> Но самое интересное и загадочное — когда, где и как ученик будет совершать все эти действия? <...> Располагает ли традиционный урок объективными возможностями формировать у школьников, например, коммуникативные УУД? <...> Хронометрический анализ ситуации на традиционном фронтальном уроке показывает, что основное время урока ученик вынужден сидеть и слушать (70–80%), тогда как на такой вид деятельности, как говорение, остаётся ничтожно малое количество времени — 1% и менее (!). <...> Возможно ли в таких условиях формировать коммуникативные УУД? <...> Решение противоречия между задачами, поставленными новым Стандартом, и ограниченными возможностями фронтального обучения, на наш взгляд <...>