КОНСТРУКТИВИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА ДО МНОГОСТОРОННЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Алиция Казимировна Савина, ведущий научный сотрудник Центра педагогической компаративистики ФГБНУ «ИСРО РАО», доктор педагогических наук, alicja@list.ru • дидактика • традиционная школа • педагогический конструктивизм • многостороннее развитие Школа, как исторически сформировавшийся социальный институт, на протяжении всего периода своего существования выполняла две фактически исключающие друг друга функции: адаптивную, приоритетную в течение длительного времени, приспосабливающую воспитанников к существующим условиям социальной среды, и развивающую, ориентированную на выявление и развитие природных данных ребёнка, творческих потенций, удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей. <...> В настоящее время, для которого характерна смена парадигмы цивилизационного развития, в странах, ориентированных на реализацию положений современной дидактики, образование строится на принципах «развивающего образования», «образования для развития», «поддержки субъектного развития ребёнка» и других. <...> Переход к новой идеологии образования, начало которого совпало с вступлением в ХХ столетие, возрождением натуралистической педагогики, которая «открыла» ребёнка, его потребности и интересы, сопровождался в западной психологической и педагогической науке глубокой критикой школы, сформировавшейся на принципах гербартианства и спенсерианства, ориентированных главным образом на развитие культуры мышления и интеллекта. <...> Традиционная, адаптивная школа обвинялась в оторванности от жизни и от детей; в авторитарном вмешательстве учителя в процесс учения, ограничивающем самостоятельность и инициативу учащихся; несоответствии уровню развития производства, науки и культуры, потребностям подрастающего поколения; культивировании пассивности; обучении на материалах, ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2016 представлявших <...>