ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА Валерий Николаевич Клепиков, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, учитель математики и этики МБОУ СШ № 6 г. Обнинска, кандидат педагогических наук, klepikovvn@mail.ru • общая культура • этическая культура • общее образование • дополнительное образование • семейное образование • интегративные процессы Усиливающаяся геополитическая нестабильность, международная напряжённость, национальные конфликты, экономические санкции вызвали рост социально-экономических проблем; стремление замкнуться в рамках национально-этнических сообществ, локальных субкультур, виртуальном мире; породили ряд негативных явлений в нравственноэтической жизни общества и образовании, настораживающую тенденцию межнациональной нетерпимости; обострили проблемы адаптации человека в собственной и инокультурной среде, неприятие иных взглядов, ценностей, традиций. <...> При этом источником конфликтов нередко является поликультурное многообразие региона, где живут люди разных национальностей, с разными мировоззрениями и культурами. <...> В текстах ФГОС второго поколения говорится, что освоение ценностей должно осуществляться «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества», а «ценностные ориентации должны быть прописаны для каждого вида образовательной деятельности». <...> Поэтому нравственно-этическим воспитанием учащихся недостаточно заниматься в рамках отдельных общественных институтов, на отдельных курсах и факультативах, уроках и занятиях, эпизодических внеурочных и внешкольных мероприятиях. <...> Для этого необходимо задействовать открытую и разветвлённую систему социокультурных взаимодействий, позитивные аксиологические ресурсы современного поликультурного социума. <...> Во-первых, это связано с изменившимся <...>