КРИТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИНИЗ МА Виктор Раульевич Имакаев, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), доктор философских наук, доцент, ivr65@rambler.ru • педагогический цинизм • просвещенная негативность • киническая критика • мыследействие • телесность «Цинизм — это просвещённое ложное сознание. <...> Название данной статьи во многом перекликается с названием книги Питера Слотердайка «Критика цинического разума» [5], вышедшей 33 года назад. <...> Не принимая происходящего, цинический педагог делает негативность частью своей личности, частью самого себя. <...> Под педагогическим цинизмом мы будем понимать совокупность установок того типа педагога (учителя, преподавателя), который широко распространён в массовом образовании: это негативное-просвещённое и потому властное отношение к ученикам, к администрации школы (вуза), к министерству образования (или иным органам управления образования), к инновационным образовательным 8 ИМАКАЕВ В.Р. <...> КРИТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИНИЗ МА проектам, к индивидуальному образованию, к родителям, к своим коллегам. <...> Мы считаем, что инновационные педагогические движения в этом контексте есть проявления педагогического кинизма (или могут стать таковыми). <...> Появление и легитимация новых организованностей тех, кто разделяет идеи индивидуального образования, организованностей, преодолевающих иерархическую структуру педагогического знания, — важнейшая задача инновационного педагогического сообщества. <...> Во всей структуре массового образования, в школах и вузах, имеет место нарочитый разрыв мышления и телесности. <...> Их физические движения никак не связаны с мышлением, скорее это — инстинктивные движения тела. <...> Когда на краевом конкурсе «Учитель года» преподаватель физической культуры на третьей минуте урока предложил детям «подумать и обсудить», один из членов жюри широко раскрыл рот <...>