Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторАртеменко
Страниц6
ID508426
Аннотацияв данной, второй части статьи концепт рассматривается как явление культуры; обосно вывается положение о языковой природе семиотических основ культурного концепта и о характере его культурно-языкового оснащения
УДК81-114.2
Артеменко, Е.Б. КОНЦЕПТ. ОБРАЗ. ЯЗЫК (ЧАСТЬ II) / Е.Б. Артеменко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2015 .— №4 .— С. 7-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/508426 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЯЗЫК (ЧАСТЬ II)* Е. Б. Артеменко Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 10 февраля 2015 г. Аннотация: в данной, второй части статьи концепт рассматривается как явление культуры; обосновывается положение о языковой природе семиотических основ культурного концепта и о характере его культурно-языкового оснащения. <...> В первой части настоящей статьи мы попытались подвергнуть анализу наметившееся в когнитивной лингвистике противоречие между идеей концепта как единицы знания и разделяемым некоторыми исследователями положением о перцептивном образе как универсальном средстве экспликации концепта. <...> Было показано, что социальная природа концептов, содержащих логический компонент (resp. обобщенно-социальный характер знаний логического типа), предполагает существование и функционирование концептуальных структур названного типа на основе универсального знакового коммуникативного субстрата – языка. <...> Об органическом единстве концепта и языковой субстанции, концептосферы народа и его языка как облигаторного социально-коммуникативного субстрата концептуально-логического содержания свидетельствует и подход к концептуальным структурам с позиции культуры. <...> Факт выполнения концептом функции единицы знания вводит его в проблематику культуры. <...> © Артеменко Е. Б., 2015 Идею взаимосвязи культуры и языка, влияния первой на второй предвосхитил в 20–30-е гг. <...> XIX в. в концепции народного духа гениальный основоположник теоретического языкознания В. Гумбольдт <...> Народный дух в интерпретации ученого – это ментальная категория, свойственное этносу духовное начало, система психических установок, фиксирующая его видение и понимание мира (или, как писал сам Гумбольдт, его мировоззрение) и определяющая его духовное своеобразие. <...> При этом утверждалось органическое единство духовных основ народа и его языка: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух <...>