УДК 811.111’42 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ: ПАРАДИГМЫ ЗНАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Н. З. <...> Нормуродова Узбекский государственный университет мировых языков Поступила в редакцию 25 января 2015 г. Аннотация: в статье обсуждаются новые подходы коммуникативной лингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии в отношении художественного дискурса и языковой личности. <...> Рассматриваются коммуникативный, когнитивный и культурологический аспекты для выявления концептуального значения дискурса. <...> Ключевые слова: дискурс, коммуникативная теория дискурса, когнитивный подход, стилистическая и прагматическая информация, лингвокультурологический анализ. <...> Современная лингвистика базируется на принципе антропоцентризма, включающего «человеческий фактор» в изучении языка. <...> Рассмотрение художественного текста с позиции антропоцентризма требует введения термина «художественный дискурс», который понимается как связный текст в его совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и другими факторами, как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимоотношении людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). <...> Своеобразие художественного дискурса как коммуникативно направленного вербального произведения, обладающего эстетической ценностью, заключается в его антропоцентричности, культурологической значимости и способности воплощать в образной форме моделируемую автором особую художественную картину мира. <...> В этом плане художественный дискурс предстает как продукт одного из самых сложных видов коммуникации – художественно-литературной, субъектами которой становятся не только автор и читатель, но и персонажи. <...> Поэтому реализация антропоцентрического принципа при анализе художественного дискурса открывает новые возможности <...>