МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ УДК 372.881.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ Д. Л. <...> Морозов Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал) Поступила в редакцию 13 мая 2013 г. Аннотация: в статье проанализирована психологическая структура аудирования как вида речевой деятельности, охарактеризованы аудитивные механизмы во взаимосвязи, дано описание модели понимания аудиотекста. <...> Ключевые слова: аудирование, восприятие, понимание, психологический механизм, память, вероятностное прогнозирование, осмысление, текст, аудитивные умения, учебные ситуации, стратегии, аудитивные упражнения. <...> Abstract: in article the psychological structure of listening comprehension as a form of speech activity is analysed, auditive mechanisms in the relationship are characterized, the description of model of understanding of the audiotext is given. <...> Keywords: listening comprehension, perception, understanding, psychological mechanism, memory, probabilistic forecasting, judgment, text, auditive abilities, educational situations, strategies, auditive exercises. <...> Актуальность написания статьи обусловлена необходимостью оптимизации процесса обучения студентов неязыкового вуза иноязычному аудированию. <...> На наш взгляд, к формированию аудитивной компетенции у будущих специалистов необходимо подходить комплексно и системно. <...> Это невозможно без знания теоретических основ аудирования как вида речевой деятельности. <...> Известно, что психологическую основу аудирования составляют внутренние процессы: а) восприятия; б) узнавания языковых образов; в) понимания их значений; г) антиципации и осмысления информации; д) группировки сведений и их обобщения; е) удержания информации в памяти; ж) вывода умозаключения [1–6]. <...> В структуре аудирования как вида речевой деятельности выделяют: а) побудительно-мотивационную; б) ориентировочно-исследовательскую (аналитикосинтетическую) и в) исполнительскую фазы [6]. <...> Как отмечает А. Р. Лурия, в аудировании выделяются «существенные информативные узлы», которые затем синтезируются в «общую смысловую схему», выражающуюся в понимании услышанного сообщения <...>