МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА учебное пособие Допущено учебно-методическим советом ОГПУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Безопасность жизнедеятельности и физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Безопасность жизнедеятельности Оренбург 2016 УДК 372.016:614 ББК 74.2/68.9:70 А 39 Авторы: Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, А.Е. Апрелев доктор биологических наук, профессор, В.А. Сафонова доктор педагогических наук, профессор, Ю.Н. Егорова Акимова Л.А. <...> Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога: учебное пособие / Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева. <...> Содержание раскрывает: вопросы Российской государственной образовательной политики в области здоровьесбережания и безопасности жизнедеятельности, направления деятельности и условия эффективности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, аспекты здоровьесбережения при организации внеурочной деятельности обучающихся, диагностики в аспектах педагогики здоровья. <...> Для организации самостоятельной работы студентов представлены вопросы и задания для самоподготовки, в приложениях - материалы для диагностики здоровья, компонентов культуры здорового и безопасного образа жизни. <...> 11 1.3 Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся ………. <...> 21 1.4 Организация коррекционной работы: нормативно-организационный <...>
СОХРАНЕНИЕ_И_УКРЕПЛЕНИЕ_ЗДОРОВЬЯ_ОБУЧАЮЩИХСЯ_В_ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ_ОРГАНИЗАЦИЯХ_И_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_ПЕДАГОГА.pdf
УДК 372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
А 39
Авторы:
Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор, А.Е. Апрелев
доктор биологических наук, профессор, В.А. Сафонова
доктор педагогических наук, профессор, Ю.Н. Егорова
Акимова Л.А.
А 39
Акимова Л.А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в
образовательных организациях и деятельности педагога: учебное пособие /
Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева. – Оренбург: ОГПУ, 2016. - 287 с.
Пособие посвящено изучению актуальной проблемы современности – сохранению
здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Содержание раскрывает: вопросы Российской государственной образовательной политики в
области здоровьесбережания и безопасности жизнедеятельности, направления деятельности
и условия эффективности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
школьников, аспекты здоровьесбережения при организации внеурочной деятельности
обучающихся, диагностики в аспектах педагогики здоровья. Для организации
самостоятельной работы студентов представлены вопросы и задания для самоподготовки, в
приложениях - материалы для диагностики здоровья, компонентов культуры здорового и
безопасного образа жизни. Книга адресована учителям школ, преподавателям высших
учебных заведений, педагогам дополнительного образования, тренерам, студентам
педагогических вузов.
ISBN --------------------------УДК
372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
А 39
© Л.А. Акимова, Н.В. Сократов,, Н.Н. Апрелева, 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5
ГЛАВА I СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Понятие «здоровье»: сущность и содержание в социокультурном
аспекте ……………………………………………………………………… 8
1.2 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся в контексте ФГОС нового поколения ……………………. 11
1.3 Система работы общеобразовательной организации по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся ………....................................................................................... 21
1.4 Организация коррекционной работы:
нормативно-организационный аспект …………………………………… 33
1.5 Здоровьесберегающие технологии как средство реализации
требований к здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности в
образовательном процессе …………………………………………………. 48
Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 54
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И
БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1 Гигиенические основы сохранения и укрепления физического
здоровья обучающихся ……………………………...……………………… 60
2.2 Психическое здоровье школьников: отклонения и коррекция ……… 74
2.3 Социальное неблагополучие детства и педагогические способы его
коррекции …………………………………….. …………………………….. 81
2.4 Пути и способы воспитания нравственного здоровья .………………. 95
2.5 Ценности здоровья и безопасности как системообразующее ядро
культуры здорового и безопасного образа жизни ………………………… 104
2.6 Система требований к здоровьесберегающему уроку………………… 111
2.7. Педагогические средства профилактики употребления
обучающимися психоактивных веществ ………………………………….. 117
Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 149
ГЛАВА III ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1 Основные направления здоровьесбережения обучающихся во
внеурочное время …………………………………………………………… 156
3.2 Здоровьесберегающие аспекты художественно-прикладного
изобразительного искусства ……………………………………………….. 161
3.3 Здоровьесберегающие аспекты музыкального искусства …………… 167
3
Стр.3