ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И БЕГСТВА НЕМЕЦКОГО ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ в 1944–1945 гг. <...> Е. С. Полунин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 18 марта 2014 г. Аннотация: в статье рассматриваются основные виды транспортных средств для эвакуации (и бегства) восточноевропейского немецкого населения в конце войны: железнодорожный, гужевой, автомобильный и водный транспорт. <...> Анализируются особенности использования, а также положительные и отрицательные стороны каждого из способов перемещения немецкого мирного населения из зоны ведения боевых действий Второй мировой войны. <...> Конец II Мировой войны отмечен масштабными миграционными процессами среди немецкого населения областей к востоку от ставшей послевоенной границей Германии линии Одер – Нейсе: эвакуация имперскими властями и самостоятельное бегство во внутренние районы рейха. <...> Охваченными оказались немецкие меньшинства польского генерал-губернаторства, протектората Богемия и Моравия, Словакии, Венгрии, Румынии, югославского Баната, НГХ, а также немецкие граждане старых и новых восточных гау: Восточной Пруссии, Вартегау, Судетенланда, Данцига – Западной Пруссии, востока Померании и Бранденбурга, Силезии. <...> Источниками по вопросу транспортных условий эвакуации и бегства могут выступить документация ответственных государственных и партийных структур Третьего рейха, а также мемуарные материалы. <...> География немецкого расселения в Восточной Европе позволяла реализовывать как сухопутные, так и водные маршруты эвакуации. <...> Путь по суше преимущественно преодолевали по железной дороге (горожане) или на гужевом транспорте (сельское население [10, S. <...> Однако железнодорожное сообщение функционировало лишь с осени 1944 по ВЕСТНИК ВГУ. <...> № 3 Организация транспорта для эвакуации и бегства немецкого гражданского населения. начало 1945 г. [5, S. <...> Вскоре многие железнодорожные пути были разрушены или отрезаны от сообщения <...>