ЕСЕНИНА © 2013 Е.В. Чернова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 2.3.2013 Аннотация: В статье рассматривается вопрос об особенностях функционирования элементов русского бытового романса в стихотворениях Сергея Есенина 1911–1915 годов и о влиянии данного жанра фольклора на поэтику его ранней лирики. <...> Поэтическое творчество Сергея Есенина, его противоречивый и притягательный образ стали одной из вечно живых легенд русской культуры. <...> Пожалуй, не менее мятежен и противоречив и русский романс, столь же плотно окутанный дымкой легендарности. <...> Такой романс становится массовым, иначе говоря – бытовым, и его исходные «стати» шлифуются фольклорным бытованием в угоду канону жанра. <...> как «совокупность всех романсовых разновидностей, кроме камерного» [5, 21] – это и цыганский, и народный лирический, и жестокий романс. <...> Именно на время стремительного сближения и взаимопроникновения традиционной семейнобытовой, а также лирической народной песни и бытового романса, литературного (или подражающего литературе) по форме и происхождению, но фольклорного по форме бытования, приходится © Е.В. Чернова, 2013 период становления поэтического таланта Сергея Есенина, его первых поэтических опытов. <...> За доказательствами к этому тезису направимся непосредственно к текстам стихотворений, датированным 1911–1915 годами, и к авторитетным сборникам популярных бытовых романсов. <...> Наша задача – проследить вплетение в творческую канву ранней лирики Есенина мотивов, образов и деталей русского бытового романса и выявить особенности синтеза элементов этого жанра фольклора в заявленном периоде творчества поэта. <...> В стихотворении «Под венком лесной ромашки» (1911) мелодично перекликаются фольклорные мотивы традиционных жанров (сказки, лирической песни) и голос «новой песни», а именно – городского романса и новой баллады (подробный комментарий к жанровому определению новой баллады дает Н.П. Копанева, отмечая, что «новая <...>