161.1’367 МЕТАГРАФЕМИКА КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫХ СТРУКТУР НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ © 2013 О. В. Арзямова Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 14 марта 2013 г. Аннотация: Целью данного исследования является описание особенностей метаграфемики композиционо-речевых структур текста. <...> Важность изучения графических и пунктуационных процессов, происходящих в композиционно-речевых структурах русской прозы, позволяет нам по-новому представлять и интерпретировать художественный текст. <...> В художественном тексте пунктуационнографические средства являются носителями особой невербальной информации и характеризуются высокой степенью антропоцентричности, так как первоначально, на визуальном уровне восприятия, обращают на себя внимание читателя, образуя сложную систему семиотических знаков и средств. <...> Помимо этого, организуя взаимосвязь со смысловой частью высказывания, метаграфемы обладают характерной образностью и экспрессивностью, одновременно позволяя интерпретировать/декодировать авторский текст. <...> Современная русская художественная проза характеризуется разнообразным использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, разрядка, шрифт, отбивка и др.), составляющих единую пунктуационно-графическую систему языка, которую Н.Л. Шубина определяет как систему метаграфем, в которой различаются: 1) синграфические (ядерные пунктуационные знаки); 2) супраграфические («единицы второго порядка»: пробел, курсив, разрядка, шрифтовое варьирование и др.) <...> ; 3) топографические (средства графической аранжировки текста, плоскостной синтагматики текста). <...> . Современные исследователи вслед за Н.Л. Шубиной отмечают, что современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. <...> Центр составляют так © О.В. Арзямова, 2013 называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) – выделение <...>