Узбекова Башкирский государственный университет Поступила в редакцию 20 сентября 2014 г. Аннотация: статья посвящена игре как основе эстетики русскоязычного творчества В. <...> Материалом анализа является проявление этого феномена в культуре, литературоведении и художественных произведениях разных периодов. <...> В статье рассматриваются причины, повлиявшие на выбор писателем принципа игры как основы творческого метода и эстетических взглядов. <...> I С древнейших времен игра служила первоначальной формой познания мира. <...> Крупные труды, рассматривающие это понятие как эстетическую и онтологическую категорию, появились в конце XVIII века, когда жизнь и культуру как игру осмыслили в своих трудах И. Кант <...> В первой трети XX века игра начинает анализироваться как феномен культуры, литературы и человеческого бытия в работах Й. <...> Из ряда исследований и словарных статей можно вывести особенности игры. <...> Во-первых, игра – это замкнутое, почти фантастическое пространство, внутри которого совершаются события, невозможные в реальной действительности. <...> Манн пишет: «Игра – это разрыв установленных связей, а игроки – общество в обществе, точнее, ”мир обществом отверженных людей”» [3, 34]. <...> В-третьих, основополагающим свойством игры является экзистенциальная свобода, стремление к удовольствию. <...> Перечисленные качества игры проявляются в художественных произведениях. <...> Игровой принцип является основным в фольклоре и мифологии. <...> отмечено, что существует гипотеза о происхождении © Узбекова Г. Ф., 2014 поэзии из архаических словесных игр (загадывание и отгадывание загадок, словесные состязания). <...> Игра как способ создания художественной модели мира используется в период романтизма. <...> «В художественной литературе XIX в. внимание писателей привлекала психология игрока: страсть к игре рассматривалась как одна из сильнейших человеческих страстей» [3, 52], – отмечает Ю. <...> Игровой принцип приобретает наибольшую активность в период постструктурализма <...>