Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторОмельченко
Страниц11
ID506492
Аннотацияв статье свобода рассматривается как антропологический императив. В связи с этим обсуждаются вопрос укорененности свободы в природе человека и теория Э. Фромма «бегства от свободы»; предлагается интерпретация феномена свободы воли, соотношения свободы и ответственности; анализируется персоналистическая концепция поступка М. М. Бахтина. В итоге автор приходит к заключению: свобода нам нужна, чтобы думать о жизни
УДК02.41.11
Омельченко, Н.В. ОБЕТ СВОБОДЫ / Н.В. Омельченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2014 .— №3 .— С. 50-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/506492 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Омельченко Сибирский федеральный университет Поступила в редакцию 2 июня 2014 г. Аннотация: в статье свобода рассматривается как антропологический императив. <...> Фромма «бегства от свободы»; предлагается интерпретация феномена свободы воли, соотношения свободы и ответственности; анализируется персоналистическая концепция поступка М. М. Бахтина. <...> В итоге автор приходит к заключению: свобода нам нужна, чтобы думать о жизни. <...> Ключевые слова: свобода, природа человека, бегство от свободы, свобода воли, ответственность поступка. <...> Свобода и природа человека Прежде всего мы предлагаем обратить внимание на метафизику Ф. М. Достоевского в легенде о Великом инквизиторе из романа «Братья Карамазовы» [1]. <...> Великий Инквизитор в начале разговора с Иисусом Христом напо50 минает ему: «Не ты ли так часто тогда говорил: “Хочу сделать вас свободными”. <...> Великий инквизитор вспоминает о трех искушениях Иисуса в пустыне и считает, что в тех вопросах «явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле». <...> Первый вопрос могучего и умного духа Иисусу: «Ты хо© Омельченко Н. В., 2014 2014. <...> №.3 Научные доклады чешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, – ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! <...> Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою и прекратятся им хлебы твои. <...> Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами?» – заключает Инквизитор. <...> Старый кардинал вполне уверен, что никакая наука не даст людям хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам его и его свиты <...>