УДК 332.142 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Е. М. <...> Предложена институциональная трактовка полученных результатов, позволяющая оценить действия государства, населения и производственного сектора в научной и образовательной сферах регионов. <...> При разработке механизма управления наукой и образованием, обеспечивающего их интеграцию с иными социально-экономическими подсистемами столь крупной страны, как Россия, необходимо учитывать наиболее существенные характеристики, свойственные группам регионов. <...> Для исследования научно-образовательных подсистем регионов представляется возможным использовать методический подход, включающий следующие основные позиции. <...> Одним из важных требований к формированию информационного массива является выбор временного интервала анализа. <...> На наш взгляд, для оценки достаточно длительных процессов, к которым относится развитие науки и образования, минимально необходимым является интервал в 8–10 лет, обеспечивающий получение индивидом высшего и послевузовского образования, некоторых научных результатов и его включение в воспроизводственную систему © Исаева Е. М., Никитина Л. М., 2013 ВЕСТНИК ВГУ. <...> В целом замеры необходимо осуществлять в точках, близких по состоянию экономической конъюнктуры, если, конечно, не ставится задача исследования фаз экономического цикла [3]. <...> В качестве инструментария формирования информационного массива использована кластеризация научно-образовательного пространства. <...> Кластеры рассматриваются нами как виртуальные образования, объединяющие сходные по характеристикам объекты. <...> Учитывая различие в объеме ресурсов, которыми располагают регионы и их социально-экономические и институциональные подсистемы, считаем, что достижение лучших результатов всеми регионами одновременно принципиально невозможно. <...> Отставание региона от лидера по показателям, принятым для оценки состояния его научно-образовательной <...>