Существует противоречие между предметно-ориентированным процессом обучения и компетентностно-ориентированными результатами обучения. <...> Среди исследователей отсутствует единое понимание понятий «компетенция» и «компетентность», нет единого мнения о структуре компетенции, отсутствует общепринятая классификация компетенций. <...> Анализ набора компетенций, указанных в стандартах высшего образования, показывает, что общекультурные компетенции не являются общими (универсальными), перечисленными в проекте TUNING. <...> Многие компетенции зависят друг от друга, а выполнение профессиональных задач, перечисляемых в стандартах, зависит не только от профессиональных компетенций, но и от общекультурных. <...> Приводится авторское определение понятий «компетенция» и «компетентность» и выясняется, что требуется оценивать уровень компетентности обучаемого. <...> Проявления компетентности существенным образом зависят от личностных качеств, поэтому определяется структура компетентности из 4 компонентов: знания – опыт, умения – навыки, личностные качества, мотивация. <...> Среди набора личностных качеств определяющими для успеха профессиональной деятельности являются профессионально важные качества. <...> Разработана методика выявления профессионально важных качеств программистов на основе метода психологического тестирования. <...> Реализация методики требует серьезной автоматизации в части сбора статистического материала и обработки результатов. <...> Для оценивания конкретных личностных характеристик разработаны нечеткие модели оценивания. <...> Приведен пример нечеткой модели оценивания для метода оценивания конфликтности (методика К. <...> Решение проблемы оценивания при компетентностном подходе позволит автоматизировать процесс обучения разработчиков программного обеспечения. <...> Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессионально важные качества, модель оценивания, лингвистическая переменная <...>