Laptev DEVELOPMENT OF THE MULTILANGUAGE EDITOR ON THE BASIS OF SEMANTIC MODEL OF THE PROGRAM Рассматривается проблема разработки обучающей среды для начального обучения программированию. <...> Описывается семантический редактор, отличительной особенностью которого является возможность представлять одну и ту же программу на разных языках программирования. <...> Редактор оперирует семантической моделью программы в виде семантического дерева. <...> Предложенный подход позволил полностью отказаться от фазы синтаксического анализа кода и существенно сократил лексический анализ. <...> Система позволяет добавлять новый синтаксис и обеспечивает создание методических материалов непосредственно в редакторе. <...> Ключевые слова: обучающая система, семантический редактор, учебный язык, семантическая модель, синтаксис как интерфейс, грамматика представления. <...> The problem of development of the training environment for initial training in programming is considered. <...> The semantic editor distinctive feature of which is an opportunity to submit the same program in different programming languages is described. <...> The editor operates with semantic model of the program in the form of a semantic tree. <...> Введение Выбор первого языка программирования и соответствующей среды при начальном обучении программированию – важное решение, которое должен принять преподаватель. <...> В этой системе при написании кода программы в редакторе ключевые слова языка программирования Component Pascal разрешается вводить как в русской, так и в английской лексике. <...> Ф. В. Ткачев, обучавший школьников в среде BlackBox (школьная сборка), тоже говорит о том, что «для начинающих программистов все-таки важно видеть понятные слова на 191 ISSN 2072-9502. <...> Исследования мыслительной деятельности профессиональных программистов показали [12], что программист при решении программистских задач использует знания двух типов: − семантические знания, которые представляют собой обобщенные базовые понятия программирования и схемы алгоритмов и не связаны ни с конкретным языком программирования, ни с конкретным средством разработки; − синтаксические знания, которые представляют <...>