№ 3 УДК 639.2.081 Д. В. Савотин МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КРЫЛЬЕВ ТРАЛОВ С РАЗЛИЧНОЙ ФОРМОЙ ЯЧЕЙ В ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ Рассмотрено три варианта расчёта сил, определяющих раскрытие ячей канатных связей в канатной части трала. <...> В первом варианте силы сопротивления трала приложены вдоль прямолинейных образующих оболочки трала. <...> Эти образующие не являются конструктивными элементами трала – это не топенанты, это линии, соединяющие середины подбор и переднюю кромку мешка. <...> В третьем варианте рассматривается приложение сил к ячеям гексагональной формы. <...> При разложении этих сил по координатным осям получаем составляющие, направленные к центру оболочки и закрывающие устье. <...> Таким образом, в схемах имитируются силы, уменьшающие поперечное сечение устья при продольном натяжении ячей. <...> Поскольку оболочка трала не является правильным конусом с основанием в виде круга, то направление приложения его сопротивления к гужу определим для верхней нижней пласти отдельно, исходя из количества ячей в гуже. <...> Графически показано, что наиболее точно вертикальное раскрытие трала по подборам и горизонтальное расстояние между траловыми досками определяются при третьем варианте схематизации передней части трала. <...> Для трала 98/640 это наиболее точное изображение его конструкции. <...> Таким образом, на примере трала 98/640 с гексагональной ячеёй в передней части доказана необходимость учитывать форму ячей в крыльях трала при создании математических моделей для проектирования и анализа работы тралов. <...> Показано, что только один этот фактор повышает точность определения формы трала на 3–5 %. <...> А. В. Дверник и Г. Н. Долин [1] предложили пространственную схему, в соответствии с которой устьевая часть пелагического трала изображена 4-мя подборами одинаковой длины. <...> Предполагается, что под действием сил натяжения подборы принимают форму близкую к цепной линии. <...> В. И. Габрюк [2] применил более точное изображение трала в проекциях. <...> Образующими оболочки <...>