Показано, что наиболее приемлемым и перспективным методом повышения эффективности работы замкнутой системы охлаждения является создание у судовой обшивки со стороны забортной воды газожидкостной струи, условия формирования и воздействие на достигаемый теплоотвод которой зависят от угла наклона обшивки корпуса. <...> По показателю энергетической эффективности системы наилучшим является расположение судовых обшивочных теплообменных аппаратов на участках судовой обшивки с углом наклона –30°. <...> Показано, что для получения одних и тех же значений коэффициента теплоотдачи энергозатраты при формировании газожидкостных струй оказываются меньшими, чем при создании вынужденного потока однородной жидкости вдоль теплоотдающих поверхностей. <...> Отмечается, что наиболее перспективна система с комбинированным управлением. <...> Ключевые слова: неопределённые условия, охлаждение забортными системами, энергетическая эффективность, газожидкостная струя, теплоотвод, судовая энергетическая установка. <...> Система охлаждения является одним из основных элементов судовой энергетической установки (СЭУ). <...> На большинстве судов наибольшее распространение получили дизельные СЭУ [1]. <...> Важнейшим элементом таких установок является система охлаждения (СО). <...> Отвод теплоты от работающего дизеля может быть осуществлен в атмосферу и в забортную воду [2]. <...> Теплоотвод в атмосферу связан с низкими значениями коэффициентами теплопередачи, что требует повышенных габаритов устройств теплоотвода и значительным мощностям воздушных нагнетателей [3]. <...> Отвод теплоты в забортную воду, по сравнению с теплоотводом в атмосферу, связан с достижением более высоких значений коэффициентов теплопередачи [3, 4], поэтому более широко на судах используется именно этот способ. <...> Система охлаждения должна обеспечивать требуемую степень охлаждения и возможность поддержания в необходимых пределах теплового состояния энергетического оборудования при различных <...>