№ 3 УДК 629.12.037.001.5 А. И. Миронов, А. Ю. Кукарина ОБ ОДНОЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ВАЛОПРОВОДОВ СУДОВ Одной из возможных причин динамической неустойчивости вала, возникающей в процессе эксплуатации валопроводов судов, являются износ дейдвудного подшипника и периодически изменяющиеся под действием поперечных колебаний вала реакции подшипников. <...> Рассматривается кормовой участок гребного вала как имеющий наименьшую собственную частоту. <...> Участок гребного вала моделируется балкой постоянного сечения, опирающейся на смещаемую опору одностороннего действия. <...> Так как в процессе поперечных колебаний балки возможен ее отрыв от опоры, крайняя опора принята защемляющей. <...> В решении учитываются масса вала, а также масса и момент инерции массы гребного винта. <...> При заданных параметрах гребного вала полученное решение позволяет определить собственную частоту колебаний вала, при заданной скорости вращения вала – форму колебаний и суммарные нагрузки на вал от действия статических и динамических нагрузок, а также влияние износа дейдвудного подшипника. <...> Численный эксперимент для валопровода конкретного рыбодобывающего судна показал, что поперечные колебания оказывают существенное влияние на характер вращения вала. <...> Начиная с некоторого значения величины износа подшипника его реакция становится периодически отрицательной, т. е. вал будет периодически отрываться от подшипника, и, как следствие, его вращение будет становиться неустойчивым. <...> Ключевые слова: динамическая неустойчивость, валопровод, поперечные колебания, статическое и динамическое нагружение. <...> Одним из механизмов судна, подвергающихся воздействию весьма сложной системы эксплуатационных нагрузок, является валопровод. <...> Любой отказ в работе валопровода чреват серьезными последствиями, вплоть до гибели судна. <...> Известны случаи, когда из-за сильной вибрации вала судно теряло ход, и его дальнейшее движение без буксира <...>