Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК 629.5.015.141:629.57 Ф. Ф. Тхань, А. М. Крыжанов, Е. М. Бремзен, Ю. А. Двойченко НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ ЛЕГКИХ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ С ГИБКИМ ОГРАЖДЕНИЕМ БАЛЛОНЕТНОГО ТИПА Известные методы расчета остойчивости судов на воздушной подушке отличаются громоздкостью и недостаточной точностью, вследствие чего их применение для практических расчетов затруднительно. <...> В предлагаемом методе расчета амфибийного судна на воздушной подушке (АСВП) с гибким ограждением (ГО) баллонетного типа используется классическая теория остойчивости, основанная на теории Эйлера о равнообъемных наклонениях. <...> Выводы основаны на известном способе учета влияния свободной поверхности жидкости на остойчивость. <...> Показано, что при превышении ширины конструктивной ватерлинии над шириной свободной поверхности во впадине под воздушной подушкой метацентрический радиус будет иметь положительное значение. <...> Принят ряд допущений для расчетной схемы судна: баллоны ГО имеют круговую форму; не учитывается воздушный зазор между баллоном ГО и поверхностью воды при истечении воздуха. <...> Рассматривается плоская задача, где длина судна в продольном направлении равна 1. <...> Получены расчетные формулы для определения начального метацентрического радиуса. <...> Поскольку непосредственный анализ полученных зависимостей весьма сложен, последние переведены в безразмерный вид. <...> На основе результатов расчетов построен график зависимости начального метацентрического радиуса от относительного радиуса баллонов нижнего яруса и относительного расстояния между баллонами. <...> Дан пример использования результатов для оценки начальной остойчивости реального АСВП с ГО баллонетного типа проекта «Галф» (разработка и производство компании ЗАО «Н Ситек»). <...> Анализ показал, что центр тяжести судна может занимать достаточно высокое положение и располагается значительно ниже, что способствует противостоянию <...>