Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 621.431 О. А. Зайкин АНАЛИЗ КОМПОНОВОК ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ СУДОВЫХ И НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Двигатели внутреннего сгорания, используемые на автономном транспорте (суда и автомобили), несовершенны. <...> Поставлена задача – разработать новый привод двигателя внутреннего сгорания, для которого эти показатели являются стратегически важными при компоновке и конструировании. <...> Для решения задачи предложен зубчатый дифференциальный механизм с новой схемой, в котором прямолинейное движение формируется без направляющей и шатуна. <...> За основу новой схемы дифференциала взят планетарный бесшатунный механизм, используемый в авиационных двигателях. <...> Его недостатком является конструкция разрезного водила, нарушающая жесткость привода и снижающая достоинства схемы – отсутствие реакций в цилиндропоршневой группе при имеющемся эффекте точного прямолинейного движения. <...> В отличие от базового бесшатунного планетарного механизма, дифференциальные схемы имеют геометрию звеньев, независимую от эксцентриситета водила, что позволяет конструировать привод с неразрезным многоопорным водилом. <...> Разработана компоновка четырехцилиндрового двигателя, мощность которого в два раза превышает мощность четырехцилиндрового типового двигателя. <...> Введение В энергетике автономных транспортных систем (водный, воздушный и автомобильный транспорт) всегда остро стоит вопрос о разработке силовых установок с малым удельным массовым показателем на единицу мощности. <...> Примерами могут служить двигатель Стирлинга с ромбическим механизмом Ланчестера, роторно-поршневой двигатель Ванкеля, двигатель барабанного типа с косой шайбой, бесшатунный двигатель Баландина разных модификаций и т. д. <...> Достоинствами этих механизмов являются: − возможность полного уравновешивания механизма [1]; 57 ISSN 2073-1574. <...> № 4 − формирование в схеме точного прямолинейного поступательного <...>