Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 621.436.0046 О. С. Можаев, Е. С. Попов ТОПЛИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Представлены: краткие характеристики судов проекта 36K HMD2123; состав и технические характеристики судовой электростанции (СЭС); анализ режимов нагружения СЭС для характерного рейсового задания. <...> Предложена методика расчета коэффициента эффективности топливоиспользования с учетом основных эксплуатационных факторов, изменяющихся во времени. <...> По результатам расчетов выполнен анализ причин снижения топливной эффективности СЭС и даны следующие рекомендации по ее повышению: использовать минимальное количество потребителей электроэнергии с точки зрения их загруженности и необходимости для выполнения судном конкретной операции; не допускать работы вспомогательных дизель-генераторов (ВДГ) на малых нагрузках; для характерных операций на борту должны иметься заранее просчитанные планы по управлению энергетической эффективностью судна в части выработки и потребления электроэнергии; производить своевременное техническое обслуживание двигателей электростанции; контролировать равномерность распределения активных и реактивных мощностей по генераторам, работающим в параллели, и своевременно устранять причины возникновения неравномерностей их распределения. <...> Определены: коэффициент использования мощности вспомогательного двигателя, ресурсный коэффициент вспомогательного двигателя и коэффициент реактивной мощности, а также коэффициенты их значимости. <...> Построен график и аппроксимирована зависимость изменения удельного эффективного расхода топлива от эффективной мощности с целью определения оптимального режима нагружения для двигателя типа 5ЧН 21/32 исходя из эксплуатационных данных по тепловой и механической напряженности, а также рекомендаций завода-изготовителя. <...> Показано изменение коэффициента эффективности топливоиспользования <...>