№ 2 (60) УДК 316.772.5:004 Л. В. Самойленко ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИАЛОГ КАК ОСОБЫЙ ТИП ПРАГМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЧАТ-КОММУНИКАНТОВ Исследуется электронный диалог компьютерной коммуникации – чат как особый тип прагматических связей между содержанием реплик коммуникантов, раскрываются экстралингвистические особенности электронных бесед, отмечается их анонимность, отсутствие представленности друг другу партнеров по коммуникации, что делает общение свободным, направленным на фатику. <...> Отмечается, что электронный диалог характеризуется динамикой речевого взаимодействия и представляет собой систему обязательств его участников по удовлетворению коммуникативной потребности собеседника, что по степени полноты формальной и содержательной структуры чат становится усеченным диалогическим текстом, т. к. является продуктом спонтанного речевого общения. <...> Показано, что фатические средства общения вступают с другими репликами в прагматические связи и образуют диалогические единства. <...> Выявлено, что наиболее распространенным типом прагматических связей является согласование реплик по иллокутивной функции, т. е. выражению того или иного коммуникативного намерения говорящего. <...> Рассмотрены типы соотношений между речевыми актами: вопрос – ответ, утверждение – подтверждение, побуждение – согласие, предложение – отказ, просьба – согласие, напоминание – благодарность. <...> Определена роль прагматических реплик, обращенных на условие успешности речевого акта, выделены реплики, выражающие несогласие субъекта речи с презумпцией собеседника: обязательным является семантическое выражение презумпции в процессе протекания коммуникативного акта. <...> Чат-коммуниканты, ради установления и сохранения контакта, используют невербальные средства (смайлики, иероглифы, различного рода значки, шрифты), с помощью которых они пытаются обозначить живые эмоции не видящих друг друга людей. <...> Подчеркивается, что для сферы фатического общения <...>