Теодорович, долголетней сотрудницы Института изучения СССР в Мюнхене и автора интересных статей о церкви в СССР, представляет большой интерес ввиду компетентности автора, специалистки по изучению положения религии в СССР и взаимоотношений между советским правительством, патриархией, Ватиканом, Мировым Советом Церквей, международными церковными организациями и религиозными общинами. <...> Глава первая, посвященная ленинскому юбилею, не содержит ничего нового. <...> В последующем тексте интересен разбор декрета 1918 г. об отделении церкви от государства (стр. <...> 25-34), а также разбор советского толкования религиозной свободы. <...> Много данных почерпнет читатель в четвертой главе об атеистической пропаганде. <...> Здесь, правда, есть некоторый пробел: отсутствует упоминание о первом антирелигиозном выступлении Ленина в 1902 г. с кощунственным утверждением, что раз всякая религия — труп, то молитва к Богу есть акт некрофилии, т. е. совокупление живого верующего человека с трупом (см. <...> «Новую жизнь», издававшуюся Горьким совместно с поэтом Минским (Виленкиным). <...> Второе упущение: среди перечисленных антирелигиозных аргументов большевистской пропаганды не назван один, а именно медико-санитарный; еще в двадцатых годах пропагандисты Nadeshda Theodorowitsch . <...> 219 ГРАНИ № 84 старались доказать, что при крестинах младенцы простужаются, что при прикладывании к иконам или при христосовании, а тем более во время причащения, для верующих существует якобы опасность заразы венерическими болезнями. <...> Этот аргумент особенно возмущал своей бессмысленностью: почему венерические заболевания не передаются при обычных поцелуях, а только при христосовании на Пасху? <...> Что касается остального, то в книге интересно изложены данные о религиозных верованиях в разных областях СССР, собранные в результате научных обследований советских социологов (стр. <...> Прекрасно разоблачены приемы обмана всяких иностранных делегаций, посещающих СССР; убедительно показано <...>