Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах (290,00 руб.)

0   0
Первый авторИвановский Николай Иванович
ИздательствоТип. Имп. ун-та
Страниц421
ID49884
Ивановский, Н.И. Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах / Н. И. Ивановского; Н.И. Ивановский .— : Тип. Имп. ун-та, 1883 .— 421 с. — URL: https://rucont.ru/efd/49884 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Критический_разбор_учения_неприемлющих_священства_старообрядцев_о_церкви_и_таинствах.pdf
ЭБ кріітаыі&ии ш Ъ 4^ _
Стр.1
2004160392 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕИНАЯ БИБЛИОТЕКА б^зо-оч Э(Р -^іА д ^Ивановсхш^.М. КрІГПЛЧеіСКиЫ 03.3,^00 мго^хО^ В В Ё Д Ё НI £. Важность ученія о ц ркви вообще и по отношенію къ б зпоповцамъ въ частности, Оущественный характеръ старообрядчеокаго раскола и происхожденіе ученія о церкви и таинствахъ. _Въ ряду правослаішо - христіаБск.ихъ доіматовъ ученіе о деркм и таинствахъ им етъ особое значеніе. Вс другіе догматы им ютъ значевіе отвлеченнаго испов данія в ры, ложное пониманіе котораго составляетъ ересь. Ученіе о дервви им етъ вм ст съ т мъ, если можно такъ выразиться, и знач ніе пратпичеспое. Т. е. не только заблуждаетоя тотъ, кто неірравильео это ученіе испов дуетъ, но и тотъ. кто на д л церкви не повиеуется, или церкви не принадлелштъ. Таиое высокое значеніе усвояется церкви потому во 1-хъ, что она есть. источникъ гісппты, и всякое истинное ученіе въ ней сохраняется и отъ нея почерпается. Св. Ирнней, епископъ ліонсвій такъ говоритъ о значеніи церкви. „He должно искать истины у другихъ, которую легко получить отъ церкви; ибо апостолы какъ богачъ въ сокровищницу положили въ нее все^ что относится къ истин , такъ что всякій желающій беретъ изъ нея питіе жизня. Она именно Q4
Стр.2
4 есть дверь жизни (^. Посему ,,пpoпoв p'^(||эffi0^, j ~ " ВАХОАНЭЭОІ 'M^.•:,o ', тинна и тверда, такъ какъ въ ней указтаваетея-^ ^-— всемъ мір одинъ путь спасенія. Ибо ей вв ренъ св тъ Вожій, премудрость Божія" ('). Отъ этого церковь является истолковательницею свяіц. писанія; на соборахъ она опред лила (формулировала) и догматы в ры, для вс хъ христіанъ обязательные. Отъ этого и преслушаніе церкви, по словамъ Спасителя, есть великое преступленіе. Аще кто церковь преслушаетъ, буди теб яко язычникъ и мытарь (3 ), a по опред - леніямъ соборнымъ и отеческимъ, всякій уклоняюітцйся отъ церкви, не признающій ея опред леній именуется, если не еретикомъ въ строгомъ каноническомъ смысл , TO no меныпей м р раскольникомъ, смотря по существу т хъ предметовъ, изъ-за которыхъ онъ уклоняется (4 кое высокое значеніе церкви, какъ источника истины и обязательнаго для вс хъ в рующихъ авторитета основывается на томъ, что церковь есть т ло, глава коего Христосъ (6 Вога, яко еже церкви разд лятися.... Ниже мученическая кровь сего можетъ загладити гр ха" (5 ). Посему „вичтоже тако раздражаетъ ). Тане им етъ скверны или порока, или чего-либо отъ таковыхъ, но есть свлтамнепорочна{7 ), и что какъ т ло Христово она ). Посему ей принадлежитъ и свойство непогр шимости. Съ другой ото(') Протявъ ересей, кп. 3, гл. і, стр. 278 — 279. (?) Прот. ересей кн. 5, гл. 20, отр. 633. (*) Мат . гл. 18, ст. 17. (*) Св Василія Вел. прав. 1-е; см. въ Кормчей. «Еретики, ложно уи-ствуя о в р , (•имвол и о Бог , говоритъ блаж. Августинъ, нарушаюТъ самую в ру. а раокольники неправедными своими толкамя отторгаются отъ братской любви, хотя в руютъ тому же, чему и мы». См. вь догя. бог. ирвосв. Макарія, т. 3, стр. 264. (•) Св. Злат. бес. на 14 посл. ап. Павла, Ефес. бео. 11, нрав. по изд. Кіевск. 1623 г. стр. 1692. (') Ііолоос. 1, 18. Ефес. 5, 2». {') Ефес. 5, 27.
Стр.3
5 роны, практическое значеніе логмата о церкви опред ляется т мъ, что вт, нвй, и чрезъ нее ссжершается приложевіе д ла искупленія. Христосъ Господь своими страданіями и крестною смертію принесъ умилостивительную жертву за гр шный родъ челов ческлй, съ преизбыткомъ удовлетворяющую вравд Божіей за вс гр хи, прошедшіе, наетоящіе и будущіе; ибо то была жертва Сына Божія, сд лавшагося подобнымъ намъ челов комъ, кром гр ха. Посему не стало гр ха поб ждаюгдаго Божіе челов к,оліобіе, и величайпіій гр піникъ, только бы онъ восхот лъ, въ состояніи од латься великимъ праведникомъ. изм нить свои гр ховныя склонности, нравственно. усовершенствоваться , обновиться духомъ, шреродиться. Осуществленіе д ла искувленія по отношенію къ людямъ и именуется возрожденіемъ. Но какимъ образомъ это д ло осуществляется? Гд и какъ каждый челов къ можетъ воспользоваться безпред льными заслугами Вожественнаго Искупителя? Отв тъ на этотъ вопросъ и заключается въ ученіи о церкви. 'Будучи т ломъ Христовымъ, церковь есть вм ст съ т мъ вм стилище благодати Св. Духа, котораго Христосъ Спаситель послалъ отъ Отца въ 10-й девь во вознесеніи своемъ на небо. Благодать Св. Духа и сообщается каждому в рующему чрезъ таинства церкви, которыя являются такимъ образомъ проводвиками ея. При ея возд йствіи челов къ усыновляется Богу, укр пляется въ д ланіи добра, возстановляется отъ овоихъ вройзвольных-із паденій, и т св йтимъ образомъ соединяется съ своимъ Спасителемъ не толыш нравственно, но и естествевно, „веиі.ію самою въ Его плоть обращается, и соединяется съ Нимъ яко т ло съ главою" ('); ври помощи деркви овъ усдокоивается въ страшвый часъ смерти; церковію освящаются даже естественвыя челов ческія связи, становящіяся водо(') Злат. бес. на еванг. Іоанаа, нравоуч. 46.
Стр.4
6 біемъ свят йшаго союза Христа съ церковію. Такимъ обраіюмъ, отъ рожденія и до смерти челов къ, при тюсредств соворшаемыхъ церковію тайнод йстпій, находится іюдь вліяніемъ благодати Св. Духа, прачуюіцей наши немощи и восполняющеи скудость (г) натихъ естественныхъ силъ; при возд йствіи ея и совершается наше нравственное перорожденіе, и мы можем'[> дос/гигать въ м ру воараста полноты Хрис^овой. Вотъ въ краткихъ чертахъ тотъ иуть. какимъ Господь устрояетъ свасеніо каждаго изъ насъ. Понятно отсюда, почему церісовеые учители придавали особое значеніе не только иравославному испов данію догмата о церкви, но и дЬйствительному единенію съ церковію. „Спасеніе приходитъ къ намъ чрезъ церковь"; „упованіе твое церковь, спасеніе твое церковь" ("), зам чали они, „вн церкви н тъ спасенія" {*). Посему „всяіеь отд лившійся отъ общонія ь церковію, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконіе, что отторгся отъ единенія со Христомъ, не будетъ им ть жизни" (4 ); ибо „вн церкви н тъ плодотворной молитвы, не можетъ быть и спасительныхъ д л-ь" (5 ). „Неизгладимая и тяжкая вина разд ленія (съ церковію) не очищается даже страдавіями. Находяіційся вн церкви не можетъ быть мученикомъ" (G ). Вн церкви теряютъ свое значеніе самыя священнод йствія; „ибо вс мъ отлучившимся единенія церковваго Боі^ пророкомъ рече: послю на вы клятву и прооену благословеніе вапіе и оклену е, и разорю благословеніе ваше и не будетъ аэтакн (') Молитва хиротопіи. (2 ) (>л. еодор. яа Іис. Нав. вопр. 2. и б.ч. [ерон. на Іоиля кн. 3. Св. Злат. Маргарит. ол. 10. (") Св. Кипріана посл. 73. [*) Влаж. Августина, посл. 152. (') Бл. Август. толков. на псал. 42 и 83. (*) Св. Кипріана о единств церкви, св. Злат. бес. на 14 посл. стр. 1692.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ