Галина Юзефович. <...> Говорят, поэт лианозовской школы Некрасов при встрече рекомендовался
следующим образом: "Некрасов. <...> Примерно та же история
вышла
и
с
Петром
Петровичем Гнедичем - ныне практически забытым
драматургом, историком искусства, переводчиком, критиком и театральным
деятелем:
"Гнедич? <...> При жизни Петру Гнедичу удалось переломить эту тенденцию и на
какое-то время стать "Гнедичем #1". <...> Однако время все отыграло назад, и
Гнедичи снова поменялись номерами в литературной табели о рангах, причем
память о Петре Гнедиче стала достоянием избранного кружка театральных
интеллектуалов. <...> Таким образом, до нынешнего года, когда в издательстве
"Аграф" вышла книга воспоминаний Петра Петровича Гнедича, русская культура
навскидку могла предъявить лишь одного Гнедича - переводчика "Илиады":
"Крив был Гнедич поэт", "Слышу умолкнувший звук" и так далее. <...> Петр Петрович Гнедич родился в 1855 году в Петербурге. <...> Отец его, как
пишет сам Гнедич, был инженер Министерства путей сообщения и "человек
опустившийся". <...> Любопытно, что, наклеив на своего родителя такой емкий
ярлык, дальше Гнедич расшифровывает, что же, собственно, хотел сказать:
оказывается, столь нелестный эпитет означает всего лишь, что отец его рано
оставил
службу,
жил скромно, в театр не ходил и отличался слегка
параноидальной честностью, которая вообще является практически обязательным
свойством отцов всех мемуаристов. <...> Рассказ о том, как папенька заставляет
маленького Петрушу Гнедича вернуть украденную в лавке черносливину, может
быть без малейшего ущерба для содержания перенесен в любые мемуары, от
"Истории моего современника" Короленко и воспоминаний о детстве Джорджа
Вашингтона до детского бестселлера Александры Бруштейн "Дорога уходит в
даль". <...> После гимназии Петр Гнедич поступил в Академию художеств, хотя особой
склонности к рисованию не питал. <...> Не закончив курса, он оставляет Академию и
навсегда порывает <...>
Не_тот_Гнедич.pdf
Галина Юзефович.
Не тот Гнедич
Племянник переводчика "Илиады" не выносил древнегреческого языка
---------------------------------------------------------------------------Опубликовано
в Независимой газете от 05.10.2000
Оригинал: http://exlibris.ng.ru/bios/2000-10-05/2_gnedich.html
---------------------------------------------------------------------------П.
П. Гнедич. Книга жизни. Воспоминания, 1855-1918. - М.: Аграф,
2000, 368 с.
Говорят, поэт лианозовской школы Некрасов при встрече рекомендовался
следующим образом: "Некрасов. Не тот. Снова не тот". Примерно та же история
вышла и с Петром Петровичем Гнедичем - ныне практически забытым
драматургом, историком искусства, переводчиком, критиком и театральным
деятелем: "Гнедич?
Николай?" - радостно спрашивали его редакторы и
издатели. При жизни Петру Гнедичу удалось переломить эту тенденцию и на
какое-то время стать "Гнедичем #1". Однако время все отыграло назад, и
Гнедичи снова поменялись номерами в литературной табели о рангах, причем
память о Петре Гнедиче стала достоянием избранного кружка театральных
интеллектуалов. Таким образом, до нынешнего года, когда в издательстве
"Аграф" вышла книга воспоминаний Петра Петровича Гнедича, русская культура
навскидку могла предъявить лишь одного Гнедича - переводчика "Илиады":
"Крив был Гнедич поэт", "Слышу умолкнувший звук" и так далее. Теперь
Гнедичей у нас снова два.
Петр Петрович Гнедич родился в 1855 году в Петербурге. Отец его, как
пишет сам Гнедич, был инженер Министерства путей сообщения и "человек
опустившийся". Любопытно, что, наклеив на своего родителя такой емкий
ярлык, дальше Гнедич расшифровывает, что же, собственно, хотел сказать:
оказывается, столь нелестный эпитет означает всего лишь, что отец его рано
оставил службу,
жил скромно, в театр не ходил и отличался слегка
параноидальной честностью, которая вообще является практически обязательным
свойством отцов всех мемуаристов. Рассказ о том, как папенька заставляет
маленького Петрушу Гнедича вернуть украденную в лавке черносливину, может
быть без малейшего ущерба для содержания перенесен в любые мемуары, от
"Истории моего современника" Короленко и воспоминаний о детстве Джорджа
Вашингтона до детского бестселлера Александры Бруштейн "Дорога уходит в
даль".
После гимназии Петр Гнедич поступил в Академию художеств, хотя особой
склонности к рисованию не питал. Не закончив курса, он оставляет Академию и
навсегда порывает с живописью: его влечет литературная карьера. Гнедич с
огромной скоростью пишет рассказы и романы, пользовавшиеся у современников
определенным успехом, но главным делом своей жизни считает драматургию -
число пьес, им написанных, перевалило за сорок (одних только исторических
драм он сочинил семь). Пожалуй, самые известные пьесы Петра Гнедича - это
одноактная драма "Горящие письма", выбранная Константином Станиславским для
своего режиссерского дебюта в 1889 году (кстати, в главной роли тогда
выступила молодая Вера Комиссаржевская - тоже дебютантка), и трагикомедия
"Холопы" - нравоучительная история из времен Павла Первого, которая была
поставлена на сцене Александринского театра и в которой блистала тогдашняя
примадонна Мария Гавриловна Савина.
Человек необыкновенно способный и разносторонний, Гнедич пробует себя
и как историк искусства: в 1887 году выходит его трехтомная (!) "История
искусств (зодчество, живопись, ваяние)". Он много переводит Шекспира и
Мольера,
занимается издательской деятельностью - вместе с Всеволодом
Соловьевым издает журнал "Север", основывает и редактирует альманах
"Ежегодник императорских театров". А с 1901 года в жизни Гнедича начинается
поистине звездная полоса: его приглашают на должность управляющего труппой
в Александринский театр. Здесь мятежный дух Петра Петровича развернулся в
полной мере:
старожилов и приглашает на их место актеров и режиссеров прогрессивных и
он проводит беспощадные реформы, выгоняет театральных
Стр.1