Естественные и технические науки, № 4, 2013 Саитова Г.А., кандидат технических наук, доцент Уфимского государственного авиационного технического университета АНАЛИЗ КОЛЕБАНИЙ В МНОГОСВЯЗНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СО СЛАБОДЕМПФИРОВАННЫМИ ПОДСИСТЕМАМИ Исследуется многосвязная система автоматического управления, состоящая из однотипных слабодемпфированных сепаратных подсистем. <...> Получена аналитическая зависимость между собственными частотами подсистем, частотами всей системы в целом и характеристиками связей, позволяющая целенаправленно изменять параметры системы. <...> Приводится пример, иллюстрирующий зависимость частот от характеристик связей. <...> Ключевые слова: многосвязная система автоматического управления, собственные частоты, характеристики связей, слабодемпфированные системы, консервативные системы. <...> ANALYSIS OF VIBRATION IN A MULTIVARIABLE CONTROL SYSTEMS WITH WEAKLY DAMPED SUBSYSTEMS We study the multivariable automatic control system, consisting of the same type weakly damped separated subsystems. <...> Keywords: multivariable automatic control system, the natural frequencies, the characteristics of bonds, weakly damped system, the conservative system. <...> Введение Рассматривается класс многосвязных систем автоматического управления (МСАУ), состоящих из одинаковых сепаратных подсистем с перекрестными связями через общие источники сырья или энергии или через общую нагрузку. <...> Термин «однотипные» применяют не только к системам, состоящим из одинаковых (с технической точки зрения) элементов, но и к многосвязным системам, сепаратные подсистемы которых имеют одинаковые (однотипные) динамические характеристики. <...> В дальнейшем предполагается использование термина «однотипные» именно в этом смысле. <...> Примерами систем подобного класса могут служить: система автоматического управления силовыми установками многомоторного летательного аппарата или энергетическими комплексами, работающими в сети на общую нагрузку [1,2]; несколько одинаковых маятников, связанных между собой пружинами, которые при определенном соотношении масс, длин подвесок и жесткости <...>