Педагогические науки, № 3, 2013 Ходакова Н.П., кандидат педагогических наук, доцент (Московский государственный гуманитарный университет им. <...> М.А. Шолохова) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ Переход к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения предполагает режим самоуправления учебной деятельностью студентов, смену типа учения с информационнопродуктивного на активно-творческий. <...> При этом задача создания и развития информационной среды становится очень актуальной, и соответственно информационное обеспечение является неотъемлемой частью, обязательным компонентом педагогической системы, а процесс взаимообмена информацией между ее субъектами становится основой ее функционирования [1]. <...> Предваряя процесс определения состава и структуры информационной среды, помимо качественных и технологических характеристик следует определить основные типы информации, циркулирующей в педагогической системе и являющейся необходимой для эффективной организации управления ею [2]. <...> В первую очередь надо выделяем входную, выходную, внутреннюю, внешнюю информацию. <...> Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения, а для другой подсистемы, ее вырабатывающей, – выходной. <...> По отношению к субъектам педагогической системы (преподавателям и студентам) информация может быть определена и как внешняя, и как внутренняя. <...> Так, например, информация о текущих результатах обучения является внутренней, а в то же время для сотрудника деканата – внешней. <...> По содержательному компоненту в педагогической системе выделяем: – директивную и нормативную информацию (ФГОС ВПО, учебные планы, рабочие программы, инструкции по организационно-методическим вопросам и т.д.); педагогическую (о состоянии и результатах обучения, о состоянии научной работы преподавателей и студентов, воспитания и развития учащихся); – методическую (методические пособия, рекомендации по всем <...>