Педагогические науки, № 1, 2013 Дуброва О.Н., аспирант Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины РОДИТЕЛИ КАК АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ В статье рассматриваются методы и формы работы с родителями, которая направлена на повышение их педагогической культуры. <...> Родители являются активными участниками работы педагогов по формированию основ культуры общения детей 5–7 лет в условиях учебно-воспитательного комплекса «дошкольное учебное заведение – начальная школа». <...> Среди факторов развития личности центральное место занимает общение, которое выступает объективной необходимостью существования общества и человека в нём. <...> Только в общении и через общение человек проявляется как личность, постигает смысл своего бытия, свою самоценность и значимость. <...> Проблеме общения, выделению его важных характеристик, определению категории «культура общения» посвящены работы А.Бодалева <...> Успешность реализации возложенных на общение заданий и функций в значительной степени предопределяется уровнем сформированности его культуры. <...> Под культурой общения понимаем сложное личностное образование, которое включает знание этичных норм и правил межличностного взаимодействия и общения, позитивное эмоциональное отношение к этим процессам и умение их самостоятельной конструктивной реализации. <...> Особым периодом, который создает благоприятные возможности для формирования культуры общения подрастающей личности, есть возраст 5–7 лет, т.е. время перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. <...> В это время общение выступает основным средством обмена интеллектуальными и моральными ценностями у детей, более естественной, непринужденной установки межличностных отношений, важным источником развития эмоциональной сферы, ориентиром для самооценки и самовыражения. <...> Шипициной и др., которые отмечают, что к концу старшего дошкольного <...>