Вопросы гуманитарных наук, № 4, 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ История философии Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) COGITO ERGO SUM: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА Путаясь в соплях, в комнату вошел мальчик. <...> «Когда молодой Платон познакомился с Сократом, Сократу было уже за шестьдесят. <...> Он давно гремел по всей Греции – не столько своей философией и своим учительством жизни, сколько своей бытовой оригинальностью, философским чудачеством и необычным поведением. <...> Род свой он вел отнюдь не от царей, был сыном простого каменотеса-ваятеля, который едва ли мог, да притом едва ли даже и хотел, дать своему сыну утонченное образование и окружить его последними новостями тогдашней цивилизации. <...> Но Сократ, изображая себя простаком [выдавая ложь за правду], всегда делал вид [притворство и обман], что все неудачи своего собеседника приписывает только себе [как малоумному существу]. <...> Иронические технологии здесь (в такой ситуации) открывают двери в душу слушателя – как технологиям педагогическим (воспитательным и оправдательным), так и технологиям демагогическим (обвинительным и осудительным), – а решает «что лучше» сам «инженер-конструктор» человеческих душ. <...> В свою очередь, Сократ обращался с ними как с интеллектуальными недоумками и нравственными дебилами. <...> «Другие же [чванливые и самонадеянные] очень рано начинали чувствовать в его вопросах какое-то скрытое издевательство [инквизиционные технологии] и уж во всяком случае какую-то иронию [иронические технологии]. <...> Невежество и неразумность молодых – оправдывается и исправляется, невежество и неразумность мнящих себя мудрыми – осуждается и порицается: такова суть инквизиционных технологий Сократа. <...> Сам Сократ так рассказывает об источниках злобных наветов и клеветнических поклепов на свое имя: «Услыхав про это [что он самый мудрый <...>