МИХАИЛ ПОПОВ
ВИВАЛЬДИ
Михаил Михайлович Попов родился в 1957 году. <...> Я подошел, старательно пода-
ВИВАЛЬДИ
11
вляя нарастающее раздражение. <...> Ипполита Игнатьевича нельзя было обижать, у него большое горе: пару недель назад во время их с женой загородной прогулки пьяный милиционер сбил своим джипом его жену, Анну
Ивановну. <...> Да, двенадцать с чем-то лет
назад в веселые годы моего журналистского расцвета, имела место удиви-
12
МИХАИЛ ПОПОВ
тельно банальная житейская история. <...> — Ты меня обманул, — сказала Майка с заднего сиденья. <...> Я невольно повернулся к старику: мол, представляете, Ипполит Игнатьевич, срезает нас молодежь как хочет. <...> А он посмотрел на меня с таким
горестным превосходством во взгляде, что я сначала устыдился, а потом
ВИВАЛЬДИ
13
разозлился. <...>
14
МИХАИЛ ПОПОВ
— Смотрите! <...> — Ну и что, это не запрещено, — сказала Майка куда-то в сторону,
явно не умея проникнуться настоящим интересом к происходящему. <...> Терпеливый милиционер медленно закурил, выпустив под низкий потолок облако призрачного дыма. <...> — Я выглядел, очевидно, очень наивным, но мне и в самом деле было интересно, как работает мировое правительство. <...> Человек в майке еще раз выдержал паузу, чтобы я окончательно мог
проникнуться ответственностью момента:
— Мировое правительство — это не ложа какая-нибудь занюханная,
не совет директоров сверхкорпорации. <...> Князь там какой-то мутный, Кувакин, сталинская шарашка — уже
набор для небольшого борща… <...> Сагдулаев бросил свои бумажки на стол, отвалился немного назад на
одном локте:
— Ну и что? <...> Кувакин же воспринимал свою тайную роль всерьез. <...> Помимо храма, Александр Борисович Кувакин построил за «липовой
аллеей» двухэтажное здание и назвал его «магистериум <...>
Москва_№6_2010.pdf
ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 г.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
Издается при поддержке
ООО «Издательская группа ПРЕСС КОД»
6
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Валентин НОВИКОВ. На службе России. К 80-летию Ильи Глазунова .............. 3
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
Евгений ИЗМЕСТЬЕВ. По чистой воде. Стихи ....................................................... 5
Михаил ПОПОВ. Вивальди. Роман ......................................................................... 10
Олег БУДИН. Осколок эпохи грядущей. Стихи ...................................................... 91
Нина МОЛЕВА. «Я каюсь! Я гусар...» Главы из романа ....................................... 95
Анатолий КУРАСОВ. Когда проглянет просинь. Стихи ........................................136
ПУБЛИЦИСТИКА
Владимир СЕМЕНКО. О ложных альтернативах ..................................................139
Григорий САЛТУП. Опять виноваты? ....................................................................152
КУЛЬТУРА
Николай КАЛЯГИН. Чтения о русской поэзии ......................................................162
РУССКИЕ СУДЬБЫ
Михаил РУМЯНОВ. В аду Заксенхаузена ..............................................................184
Стр.1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ
Нурлан ОРАЗАЛИН. «Грядет за веком — новый век...» Стихи ............................192
Александр ГРОМОВ. Государственное дело. Рассказ ............................................197
Владимир СЕРЕН-ООЛ. Привал у ручья. Стихи ...................................................202
Александр АМУСИН. Борис и Марья. Рассказ .....................................................207
Наталья ЛАЙДИНЕН. Солнечные стрелы. Стихи .................................................218
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
Максим ЯКОВЛЕВ. Слово о храме Воскресения в селе Васильевском ................222
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ:
Б.П. АГЕЕВ, Ю.И. АРХИПОВ, В.В. ДВОРЦОВ, П.Н. КРАСНОВ, К.А. КРЫЛОВ,
В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, С.В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, М.М. ПОПОВ, М.В. РЕМИЗОВ, В.Д. СОЛОВЕЙ,
М.Д. ФИЛИН, А.И. ФУРСОВ, протоиерей А.ШАРГУНОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Л.И. БОРОДИН
Заместитель главного редактора А.Н. ПОЗИН (691-83-86)
И. о. ответственного секретаря О.И. КИРЕЕНКО (691-83-64)
Отдел поэзии и прозы Е.М. УСТИНОВА, Т.А. НЕРЕТИНА (691-68-01)
Отдел культуры К.А. КОКШЕНЕВА (691-68-01)
Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (691-68-01)
Председатель Совета издателей А.Ю. БЫКОВ
Исполнительный директор В.В. КОВАЛЕВ (691-83-91)
Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (691-83-84)
Заведующая редакцией А.С. СОЛОВЬЕВА (691-71-10)
Корректор О.И. ИВАНОВА
Технический редактор М.Л. КРАСИЛЬНИКОВА
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи,
присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по
адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии.
Подписано в печать 25.05.10. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная.
Тираж 3450 экз. Заказ 3734.
Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП».
Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32.
Электронная версия журнала: www.moskvam.ru
e-mail: priem@moskvam.ru
Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат». 142300, г. Чехов
Московской области. Факс +7(49672) 6-25-36, +7(499) 270-73-59. Телефон (многоканальный) отдела продаж
услуг: +7(499) 270-73-59. Сайт: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru
ISSN 0131–2332
© Журнал «Москва» № 6, 2010
Стр.2
Илье Глазунову — 80 лет
ВАЛЕНТИН НОВИКОВ
НА СЛУЖБЕ РОССИИ
Природный талант, сориентированный
на высшие духовные ценности; неистощимое
упорство в овладении профессиональным
мастерством и наследием русской и мировой
истории и культуры, помноженное на фантастическую
работоспособность (поражающую
по сей день); огромный запас жизненных впечатлений
и понимание цены человеческому
страданию — эти слагаемые определили раннее
вызревание, кристаллизацию личности
Глазунова, художника яркой творческой индивидуальности.
—
Я считаю, что каждый интеллигент, —
скажет впоследствии он, — это миссионер,
охраняющий национальные традиции своего
народа в их интернациональном значении.
Я никогда не принадлежал ни к одной группировке, не был членом партии,
стремясь в меру отпущенных мне сил служить Богу, совести и России, всячески
обретая и сохраняя основы русского национального самосознания, традиции и
памятники культуры нашего народа...
Еще в 50-е годы, овеянные дыханием «пролетарской диктатуры», молодой
художник одним из первых возложил на себя непомерной тяжести крест — восстановить
и в исторической конкретности художественно воплотить национальные
представления о смысле бытия, духовном идеале, идеале нравственности
и красоты, чертах русского национального характера, уходящих корнями
во времена славянской древности. И как теперь стало совершенно очевидным,
патриотический порыв художника, реализованный и в картинах, и в многоплановой
общественной деятельности, послужил в те годы мощным толчком к пробуждению
национальных чувств. У художника это наиболее ярко отразилось в
цикле произведений «Образы России».
В отечественной истории есть примеры таких поворотов общественной и
художественной мысли. К примеру, всемирно-историческое значение имел
тот, по выражению критики, «коперниковский поворот» в русской литературе
XIX века, свершившийся впервые в Пушкине и через него обернувшийся общественным
достоянием, когда такая категория, как народность, окончательно
становится определяющим началом литературы и фактором, формирующим национальное
самосознание в целом.
Порой русского национального возрождения считается рубеж XIX–XX столетий,
когда художниками заново был открыт мир Древней Руси. Знаменитые
дягилевские сезоны в Париже тогда потрясли западный мир явлением русского
балета, русской оперы, живописи, музыки. Новый стиль, получивший название
Печатается по: Новиков В.С. Илья Глазунов. Русский гений. М.: Эксмо: Алгоритм,
2009.
Стр.3