Актуальные проблемы современной науки, № 4, 2013 Магамедова А.З., старший преподаватель Чеченского государственного университета РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX И В НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Статья посвящена творческому содружеству представителей передовой русской интеллигенции и горских просветителей, что явилось одним из решающих факторов в развитии системы образования Чечни, и дальнейшего формирования интеллигенции среди коренного населения. <...> Одно из важнейших достижений в процессе образования – это создание первого чеченского букваря. <...> Приводится список изучаемых дисциплин, количество учащихся в школе Услара и в Грозненской горской школе. <...> Особое внимание уделено открытию бесплатного женского училища, состоящего из двух классов – подготовительного и первого. <...> В конце статьи подведен итог: несмотря на все усилия просветителей, и самих властей, основная масса населения Чечни оставалась неграмотной вплоть до революции. <...> В 1862 году П.К. Усларом совместно с Кеди Досовым и Янгулбаем Хасановым в крепости Грозной была открыта школа с обучением на чеченском языке. <...> Обучение чтению и письму на чеченском языке осуществлялось по букварю К. <...> Букварь издан в Тифлисе в 1862 г. В содержание букваря наряду с другим материалом были включены произведения устного народного творчества: чеченские пословицы и поговорки, нравоучительные рассказы, а также начальные сведения о мусульманской религии. <...> Досова – первый чеченский букварь, разработанный на основе кириллицы. <...> Берже 25 июня 1862 года П.К. Услар писал о высокой эффективности обучения родной грамоте: «Чеченская письменность сотворила такие чудеса, которых я и не ожидал. <...> 1-го июня только Кадий и Мулла (Кеди Досов и Янгулбай Хасанов) вернулись в Грозную; вчера, 24 июня, мне представлено было 25 человек чеченцев, из числа которых 14 читают уже по-чеченски также хорошо и свободно, как мы с Вами по-русски. <...> За время обучения в школе все научились свободно <...>